/

Ивлянова Екатерина Александровна

Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ


Ивлянова Е. А. Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 37-46.

DOI: 10.15382/sturIV202266.37-46

Аннотация

Политические, экономические, социальные, духовные изменения, происходящие в России на рубеже XX – XXI веков, способствовали возрождению религиозного образования. Введение изучения религиозной культуры в учебных заведениях страны вызвало необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров. Открытие образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете стало одним из путей решения обозначенной проблемы.Статья посвящена рассмотрению основ проектирования авторского учебного курса, который в рамках подготовки педагогов по выше указанной программе помогает полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения.Опираясь на цивилизационный, компаративистский, аксиологический, исторический подходы, а также категориальный компонент парадигмального подхода, лексический и контекстуальный анализ, автор статьи дает определение новой дефиниции «Школьная религиозно-учебная литература», характеризует периоды развития данной литературы, указывая на роль и ее значение в деле народного просвещения, показывает преемственность религиозной культуры от Византии и ее влияние на становление, развитие учебно-религиозной литературы в России. Кроме того, выделяет основные виды учебной литературы по религии, а также указывает на требования к содержанию и оформлению учебника по Закону Божию, сформулированные дореволюционными законоучителями-методистами. Далее автор дает обоснование введения курса «Школьная религиозно-учебная литература», разработанного для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» и его методическое описание.

Ключевые слова

Закон Божий, основы православной веры, основы православной культуры, православное образование, религиозно-учебная литература, учебная книга, подготовка педагогов

Список литературы

  1. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Методологические аспекты сравнительныхисследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежнаяпедагогика. 2013. №4. С. 6-22.
  2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии:Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центрИЭТ, 2012. 434 с.
  3. Галагузова, М.А. Научные и нормативные понятия впедагогических исследованиях // Педагогические науки. 2016. С.4-7.
  4. Дивногорцева, С.Ю. Использование наследия русской православнойпедагогики в образовательном процессе современного вуза /С.Ю.Дивногорцева // Гуманитарное знание в современном информационномобществе: сб. матер. науч.-практ. конф.— Саров: СарФТИ, 2007.С.48–50
  5. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культураРоссии // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. 2011. Вып.1 (20). С.71-80
  6. Занданова, Л.В. Кулакова, Я.В. Подготовка будущегоучителя к реализации регионального компонента при изучении истории в школе:опыт практической работы. / Л.В. Занданова, Я.В. Кулакова // Ученые запискиЗабГУ. 2019. Т. 14.№ 4. С. 68-75
  7. Ивлянова, Е.А. Религиозный минимум в содержании азбук ибукварей православного миссионерского общества для новокрещенных инородцев /Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т.1. №3 (76). С.153-170.
  8. Ивлянова, Е.А. Учебник по Закону Божию для начальнойшколы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки / Е.А. Ивлянова// История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования вРоссии и за рубежом: Коллективная монография / науч. ред. С.Ю.Дивногорцева.– М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 268 с., С. 34-57.
  9. Ивлянова, Е.А. Ценности и ценностные ориентиры всодержании учебных книг по православной культуре (на примере учебника «Основыправославной культуры» протодиакона Андрея Кураева) / Е.А.Ивлянова// Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного ипатриотического воспитания: материалы II Международной научно-практическойконференции (29 ноября 2019). – Ижевск: Управление информационных ресурсов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2020. С. 44-52
  10. Склярова, Т.В. Содержание современного православногообразования в России: проблемы выявления, принципы конструирования и созданияучебной литературы// Богослужебные практики и культовые искусства всовременном мире: Сборник материалов международной научной конференции. Майкоп:Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 818-837.
  11. Смирнов, В.И. Учебная книга по педагогике: от прошлого кбудущему // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил, 2014. С.24 – 38

Данные об авторе

Ивлянова Екатерина Александровна


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Кафедра педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.

Благодарности

Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса «Методика изучения православного вероучения в школе»»