/

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Проектирование логики и содержания подготовки будущих педагогов к преподаванию православного вероучения в школе


Дивногорцева С. Ю. Проектирование логики и содержания подготовки будущих педагогов к преподаванию православного вероучения в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 13-24.

DOI: 10.15382/sturIV202266.13-24

Аннотация

Введение. В работе зафиксированы два возможных направления подготовки учителей православного вероучения для воскресных и православных общеобразовательных школ современной России – теологическая подготовка с усилением педагогической составляющей и педагогическая с включением теологической компоненты. Целью предложенной статьи является обоснование логики и содержания подготовки учителя православного вероучения в рамках педагогического направления образования с включением богословской (теологической) составляющей. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности, нормативных документов, сайтов православных образовательных учреждений, включенное наблюдение, моделирование. Результаты. В статье представлены выработанные логика и содержание подготовки учителей основ православного вероучения. В качестве исходной составляющей были взяты традиции и опыт подготовки учителей начальных классов, в содержание образовательной программы и учебного плана которых были включены новые элементы: основы православного богословия и культуры; христианская антропология как дисциплина, непосредственно связывающая богословие с педагогикой и раскрывающей для последней иные горизонты взгляда на личность, ее воспитание и развитие, а, значит, позволяющая формулировать иные принципы педагогической деятельности, применять свои особые методы образования личности; методика преподавания основ православного вероучения, знания, умения и опыт овладения которой расширяются и закрепляются в ходе прохождения обучающимися педагогической практики в воскресной и православной общеобразовательной школе, исследования ее отдельных аспектов в ходе подготовки обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ. Выводы. Предложенные логика и содержание подготовки преподавателя основ православного вероучения не требуют разработки отдельной образовательной программы подготовки в рамках бакалавриата, они вполне вписываются в структуру существующих образовательных программ, например, подготовки учителя начальных классов, при условии, что разработчики данных программ ставят своей целью включить в ряд формируемых у обучающихся профессиональных компетенций готовность к осуществлению образовательного процесса в православно-ориентированной школе. Допускаем, что предложенная модель (от изучения теологии к методике преподавания религии в школе) может быть распространена на подготовку учителя любой иной традиционной религии в школе при сохранении логики и изменении содержательного наполнения дисциплин.

Ключевые слова

подготовка учителя, основы православного вероучения, богословие (теология), христианская антропология, методика преподавания, православный вуз

Список литературы

  1. Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. … докт.пед.наук, Новосибирск, 2000. 345 с.
  2. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. М., 2011. 420 с.
  3. Исидор (Тупикин Р.В.), митр. Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 119–129.
  4. Кедров Н. И. Московская духовная семинария. М., 1889. 158 с.
  5. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов. Ярославль, 2011. 139 с.
  6. Официальный сайт Пензенской духовной семинарии https://seminariapenza.ru/sveden/files/ilovepdf_merged.pdf
  7. Официальный сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии http://smolensk-seminaria.ru/sveden/files/Uchebnyy_plan_2021-2025(2).pdf
  8. Склярова Т.В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 11-17.
  9. Становская Т.А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 198 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
  11. Шмонин Д.В. «Толедские принципы» и теология в школе / Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. №4. С. 72-88.

Данные об авторе

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.