/

Тихонова Елена Сергеевна

Метод проектов как ресурс профессионально-личностного становления будущего педагога


Тихонова Е. С. Метод проектов как ресурс профессионально-личностного становления будущего педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 67-76.

DOI: 10.15382/sturIV202266.67-76

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионально-личностного становления будущих педагогов. Современное общество нуждается в высокообразованных специалистах, готовых к вызовам времени. Педагог должен владеть не только предметными компетенциями, но высокой адаптивностью к обновлениям, восприимчивостью к педагогическим инновациям, динамичностью, гибкостью, мобильностью, цифровой грамотностью. Актуальные требования к учителю на фоне стремительных изменений в обществе определяют содержание его профессиональной подготовки, которая претерпевает преобразования на разных уровнях. Внимание сфокусировано на методе проектов как ресурсе развития профессиональных и личностных характеристик специалиста, обеспечивающих его востребованность на рынке труда. Метод проектов понимается как совместная поисково-познавательная, креативная, продуктивная деятельность преподавателя и студентов, направленная на поиск решения возникшей проблемы и завершающаяся практическим результатом. Представлен опыт успешно реализованного информационно-творческого проекта «А хорошо уметь читать?», который стал лауреатом Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей», 2021. В проекте приняло участие более 200 человек. Среди них студенты педагогического направления подготовки ПСТГУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители. Работа над проектом включала этапы прогнозирования, моделирования, конструирования, собственно проектирования, апробации и рефлексии. Итоговым продуктом проекта стал разработанный студентами интерактивный цифровой контент на платформе Microsoft Sway. В статье анализируются дидактические, развивающие, диагностические, воспитательные возможности метода проектов. Показана значимость проектной деятельности для развития профессиональной компетентности педагога. Представлены результаты анкетирования студентов о преимуществах и трудностях проектной деятельности в вузе. Результаты анализа успешного опыта проектной деятельности показывают ее потенциал в становлении будущего учителя с осознанной педагогической позицией и готовностью к активной и творческой деятельности. Сформулирован вывод о ресурсе метода проектов, способствующий выстраиванию конструктивного пути развития человека в профессии.

Ключевые слова

метод проектов, проектная деятельность, профессионально-личностное становление, профессиональная подготовка, творческий проект, ресурс, студенты педагогического направления

Список литературы

  1. АсмоловА.Г. Интервью А.Г.Асмолова И.М.Логвиновой: учитель – мастер порождения смысловв школе неопределенности // Отечественная и зарубежная психология. 2016. №4(31). С.8-13.
  2. ВыготскийЛ. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  3. ЗайцевВ.С. Метод проектов как современная технология обучения:историко-педагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственногогуманитарно-педагогического университета. 2017. №6. С.52-62.
  4. МитинаЛ.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: монография.М.; СПб: Нестор-История, 2018.
  5. МихалкинаЕ. В. Организация проектной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону:Издательство Южного федерального университета, 2016.
  6. Наука– образование – профессия: системный личностно-развивающий подход» / под общ.ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2019. [Электронное издание]. URL:https://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf/ (датаобращения: 30.04.2022).
  7. ПоповаТ.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник МГЛУ.Образование и педагогические науки. 2020. Вып.3(836). С.252-265.
  8. РубинштейнС.Л. Человек и мир. М., 1997.
  9. СлободчиковВ. И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов //Экспертиза образовательных проектов: материалы Международной научно‐практическойконференции. Минск, 2007. С. 28–41.

Данные об авторе

Тихонова Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва,109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2; Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы; Российская Федерация, Москва, 129327, Ленская ул., д. 4;
Должность: доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ; учитель-логопед ГППЦ ДОНМ;
Электронный адрес: et33@mail.ru.