/

Янушкявичене Ольга Леонидовна

К вопросу об обучении студентов преподаванию православной культуры


Янушкявичене О. Л. К вопросу об обучении студентов преподаванию православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 47-55.

DOI: 10.15382/sturIV202266.47-55

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса обучения студентов преподаванию православной культуры. Рассмотрен вопрос целеполагания при преподавании православной культуры, а также вопрос содержательного наполнения урока православной культуры. Исследование показало, что ФГОС как одну из важнейших целей выделяет духовно-нравственное воспитание и формирование ценностно-смысловой сферы личности. Были проанализированы риски, которые могут возникнуть в ситуации формирования ценностно-смысловой сферы детей. Была подчеркнута недопустимость нарушения свободы ребенка и любого вида насилия в вопросах духовно-нравственного становления учащихся. Рассмотрена сущность культурологического подхода при преподавании православной культуры. Подчеркнуто, что сердцевиной культурологического подхода является цель обретения учащимися ценностно-смыслового стержня. Проанализировано соответствие содержания урока православной культуры возрастной специфике учащихся. Отмечено, что в 4-м классе мышление детей является наглядно-образным. Образ Бога не может быть антропоморфным, ребенок может воспринимать Бога лишь в Его проявлениях по отношению к человеку. Пятиклассники вступают в подростковый возраст и заново переосмысляют все. Вновь актуальными делаются темы о происхождении нашего мира, о сотворении человека, о бессмертной душе и тому подобные. Шестиклассники ищут идеал для подражания. Поэтому ученикам 6-го класса важно познакомиться с яркими нравственными личностями. Также в 6-м классе важно дать почувствовать учащимся православное понимание времени, которое характеризуется существованием Вечности. 7-ой класс - время формирование самосознания. В этом возрасте целесообразно дать курс, направленный на самого ученика, на его внутренние проблемы. Для 8-ого класса интересно содержание интегрированного характера: например, интеграция православной культуры и литературы. В 9-м классе начинается поиск своего жизненного пути, раздумья о профессии. Также важными для рассмотрения являются вопросы взаимоотношения между представителями различного пола и вопросы семьи.

Ключевые слова

ценностно-смысловая сфера личности, обучение будущих учителей, православная культура, цель урока, содержание урока, возрастные особенности, духовно-нравственное воспитание

Список литературы

  1. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. «Методика преподавания курса «Основы православнойкультуры»: Учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева, А. В. Агеева. – М.: Изд-воПСТГУ, 2017. – 176 с.
  2. Дивногорцева С. Ю.Методика преподавания православной культуры как новая область дидактическойнауки // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  3. Примерная рабочая программа по предметной области «Основырелигиозных культур и светской этики».https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
  4. Серяпина Л.В., РомановаЕ.Ю. Значимость чтения в контексте формированияобразного мышления у подростков.https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-chteniya-v-kontekste-formirovaniya-obraznogo-myshleniya-u-podrostkov
  5. Склярова Т. В.Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ.Сер. IV:Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  6. Урбанович Л. Н. Преподавание православной культуры вконцепции культурологического подхода: от идейного замысла к практическойреализации // Вестник Русской христианскойгуманитарной академии. - Том 18. Выпуск 3, 2017
  7. Федеральный государственный стандарт начального общегообразования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
  8. Янушкявичене О.Л. Овозрастных особенностях детей и методике преподавания основ православнойкультуры // Образование. - М, 2004. - № 9. - с. 9-17
  9. Янушкявичене О.Л. Ометодике преподавания православной культуры // Интеграция светского ирелигиозного образования в российской и международной практике в условияхразвития культурно-образовательной среды: Материалы международной научно-практическойконференции (15-16 мая 2014)/ под общ.ред. Л.Н. Урбанович.
  10. Янушкявичене О.Л. Особенностиметодики преподавания Православной культуры // Православное просвещение идуховно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практическийопыт. Смоленск, 2014 – С. 34-38.
  11. Янушкявичене О.Л. Методологияпреподавания Православной Культуры // Православное образование, 1 (11), 2015,стр. 56-63
  12. Янушкявичене О.Л. Проблемавыбора методов обучения на уроках курса «Основы православной культуры» //Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры. Коллективнаямонография. - М., Изд. ПСТГУ, 2016
  13. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей ВикторДорофеев и др. Основы религиозныхкультур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 классаобщеобразовательных организаций. - М., «Русское слово», 2018, 160 с.

Данные об авторе

Янушкявичене Ольга Леонидовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.