/

Метлик Игорь Витальевич

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию


Метлик И. В. Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 63-77.

DOI: 10.15382/sturIV202265.63-77

Аннотация

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Начавшееся с конца 1990-х годов формирование этой практики в системе образования Российской Федерации, в регионах, школах в последнее десятилетие стагнирует, не развивается до объёма и качества, необходимого для достижения её целей. Актуально исследование данной проблемы, поиск возможных путей её решения. В статье проведена первоначальная разметка проблемного поля, выделены основные аспекты рассмотрения проблемы: социокультурный, педагогический, социально-психологический. В их рамках обозначены и прокомментированы вопросы современного правового обеспечения этой практики и возможностей её совершенствования, отношений участников этого образования, включая организации Русской Православной Церкви, состояния педагогической базы (государственные и церковные образовательные документы и материалы, школьные учителя, преподающие православную культуру, их статус и подготовка, учебники и пособия по православной культуре, учебное и методическое обеспечение и т.д.). В педагогическом аспекте выделено принципиальное значение понимания целей преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении, ожидаемых результатов образования (личностных и предметных) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе образования.

Ключевые слова

Ключевые слова: общеобразовательная школа, светская школа, преподавание православной культуры, духовно-нравственное образование, религиозное образование, церковно-государственные отношения, участники образовательных отношений, законодательство об образовании

Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография. М., 2016.
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». 19 октября 2021 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html (дата обращения: 12.02.2022).
  3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 27 января 2020 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5582481.html (дата обращения: 12.02.2022).
  4. Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения РФ новых проектов стандартов общего образования. 18 сентября 2019 г. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdelareligioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-svyazi-s-publikaciej (дата обращения: 12.02.2022).
  5. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики»: материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. М., 2010.
  6. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovayadokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikhrekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
  7. Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html (дата обращения: 13.02.2022).
  8. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 Пр-2009 ВП-044-4632. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/poruchenie-prezidenta-rossij skoj-federacziiot-2-avgusta-2009-goda-№pr-2009-vp-p44-4632/ (дата обращения: 23.01.2021).
  9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 02.02.2022).
  10. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.). URL: https://base.garant.ru/2540801/ (дата обращения: 23.01.2021).
  11. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований. М., 2010.
  12. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2022).
  13. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: монография: в 6 т. М., 1988–1990. Т. 2. С. 358–363.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).

Данные об авторе

Метлик Игорь Витальевич


Электронный адрес: metlik@list.ru.