/

Седанкина Татьяна Евгеньевна

Теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»: теоретико-методологическое обоснование


Седанкина Т. Е. Теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»: теоретико-методологическое обоснование // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 78-99.

DOI: 10.15382/sturIV202265.78-99

Аннотация

Цель. Осуществление теоретико-методологического обоснования теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология».Процедура и методы. В данной статье, являющейся вводной к блоку последующих, посвященных подробному осмыслению элементов теоцентрической модели, осуществлен анализ современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов данной модели воспитания в педагогический процесс высшей школы. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, мысленное моделирование.Результаты. Для обоснования теоретико-методологической базы теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» осуществлен анализ современных исследований, так или иначе связанных с заявленной тематикой, в результате которого выявлено либо полное отсутствие, либо недостаточная разработанность вопросов, связанных с рассмотрением возможностей теоцентрической модели воспитания, что указывает как на актуальность, так и на возможность взаимообогащения представлений как о педагогических методах и приемах воспитания, так и о методологи теологии. Также в статье представлена совокупность научных подходов, составляющих методологическое основание теоцентрической модели воспитания. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен методологический базис, представляющий собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философско-культурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов, способствующий всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии. Теоцентрическую модель можно рассматривать в качестве универсальной в связи с возможностью ее адаптации к другим религиозным традициям посредством наполнения компонентов модели определенной конфессиональной окрашенностью.

Ключевые слова

теология, теоцентрическая модель воспитания, структура теоцентрической модели, элементы модели воспитания, методологический базис, методология теологии, теолог-исследователь.

Список литературы

  1. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 4. С. 164–171.
  2. Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе обучения // Идеи и идеалы. 2010. № 2 (4). Т. 2. С. 93–98.
  3. Блауберг И. В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  4. Буттаева А. М. Адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 3 (23). С. 51–59.
  5. Вах И. Социология религии / пер. с англ. // Социология религии: классические подходы: хрестоматия. М., 1994.
  6. Даржинова С. В., Бай туманова З. Н., Бембиева Н. А. О герменевтическом подходе в современном образовании // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 40. С. 134–140.
  7. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18–27.
  8. Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 8–18.
  9. Закирова А. Ф., Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165–180.
  10. Ибрагимов И. Дж. Поливариативный подход в стратегии современного религиозного образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 52–54.
  11. Кибалион // Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. М., 2007.
  12. Козлова И. М. Морфология религии Иоахима Ваха // Миссия Конфессий . 2018. Т. 7. Ч. 4. С. 382–391.
  13. Колетвинова Н. Д., Бичурина С. У. Герменевтический подход как важная составляющая профессиональной подготовки студентов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 137–145.
  14. Коначева С. А. Современная континентальная философская теология: феноменологическо-герменевтический подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 106–119.
  15. Куликов С. Б. Феноменологический подход — ключ к пониманию причин трансформации философских образов науки // HORIZON. 2013. 2 (2). С. 61–74.
  16. Курыло О. В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория науки. 2018. № 5. С. 18–23.
  17. Куценко Н. Ю. К вопросу о становлении экзистенциального подхода в психологии: вклад С. Кьеркегора // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2020. № 6. С. 5–9.
  18. Леонова О. Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 83–94.
  19. Лобанова Н. С. О системном подходе в современной науке // Обучение и воспитание: методика и практика. 2016. № 29. С. 7–12.
  20. Мамаев В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 41. С. 134–136.
  21. Медведева Е. Е. Межкультурное понимание: герменевтический подход // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. № 14. С. 19–27.
  22. Моисеева А. П. Культура. Особенности научных подходов. Языки культуры. URL: http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm http://ctl.tpu.ru/fi les/teoria1.htm (дата обращения: 13.08.2021).
  23. Никулина Н. Н., Девитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak-obschemetodologicheskiy-printsip-nauki/viewer (дата обращения: 14.08.2021).
  24. Оселедчик М. Б. Феноменологический подход к знанию // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 303–318.
  25. Пиляк С. А. Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Ч. 1 // Философская мысль. 2020. № 8. С. 30–38.
  26. Подлиняев О. Л. Экзистенциальный подход в психологии // Известия Иркутского государственного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 62–68.
  27. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 августа 2020 г. № 1108 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 48.04.01 “Теология”». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/480401_M_3_14092020.pdf (дата обращения: 13.08.2021).
  28. Протопопов И. А. Диалектический метод и понятие отрицания в философии Гегеля // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 1. С. 25–32.
  29. Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47–57.
  30. Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник КемГУКИ. 2019. № 49. С. 168–175.
  31. Теория культуры. Ч. 1. Введение в теорию культуры: учеб. пособие. СПб., 2009.
  32. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004.
  33. Шибакова Е. А. Диалектический метод познания в философии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5–2 С. 114–117.
  34. Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение 2014. № 5. С. 112–134.
  35. Шубаро О. В. Категория сакрального и феномен сакрального текста в истории и в современной культуре // Философско-культурологические исследования: сб. статей. Вып. 3. Минск, 2018. С. 261–295.
  36. Шутенко А. И. Социокультурные изменения педагогического процесса в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 249–251.
  37. Эленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Теория и практика экзистенциальной психологии. М., 2017. С. 206–249.

Данные об авторе

Седанкина Татьяна Евгеньевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ЧУВО "Российский исламский институт";
Должность: Заведующий кафедрой систематической теологии;
ORCID: 0000-0001-5241-6479;
Электронный адрес: tatiana-svetlaya@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке грантовой программы Института интеграции зна-ний IKI Academy (Institute of knowledge integration).