/

Данько Юрий Владимирович

Проблематика и особенности педагогического образования учителей в контексте Болонского процесса


Данько Ю. В. Проблематика и особенности педагогического образования учителей в контексте Болонского процесса // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 29-39.

DOI: 10.15382/sturIV202265.29-39

Аннотация

В настоящей статье рассматривается организация подготовки будущих учителей для системы среднего образования в контексте Болонского процесса. Подписанная в 1999 году Болонская декларация ознаменовала начало нового этапа высшего образования в Европе,одной из важнейших целей которого стало введение многоуровневой системы образования, к 2005 году ставшей единым стандартом на большинстве программ подготовки, в том числе и педагогическом образовании. В контексте подготовки учителя нибольшую актуальность имеют уровни бакалавриата и магистратуры. Одним из важнейших вопросов в настоящее время является подготовка бакалавра педагического образования как достаточного уровня для начала педагогической деятельности, а также роль магистратуры в контексте педагогической практики.В рамках данного иссследования рассмотрены как теоретические вопросы обучения по двухуровневой модели в целом, так и её особенности на примере отдельных стран. Анализ предшествующих работ в данной области, нормативных документов показывает, что хотя Болонский процесс являетя общепринятым стандартом, но для начала профессиональной деятельности могут требоваться дополнительные условия. Определено, что в отдельных странах окончание бакалавриата является достаточным условием, а в других лишь является допуском к получению права на дальнейшую педагогическую подготовку.

Ключевые слова

Болонский процесс, высшее образование, компетенции, педагогическое образование, бакалавриат, магистратура, последипломное обучение, структура подготовки педагога

Список литературы

  1. Абазовик Е. В. Подготовка учителей в Великобритании и России в условиях Болонского процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук.. СПб., 2010. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-uchiteley-v-velikobritanii-i-rossii-vusloviyah-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 29.12.2021).
  2. Ананин Д. П. Особенности традиционной и современной моделей подготовки учителей в Федеративной Республике Германия // Образование и наука. 2010. № 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-traditsionnoy-i-sovremennoy-modeley-podgotovki-uchiteley-v-federativnoy-respublike-germaniya/viewer (дата обращения: 15.01.2022).
  3. Бурлакова И. И. Формы организации подготовки учителей в Великобритании // Британия: история, культура, образование: сб. статей по материалам Международной науч. конференции. Ярославль, 2018. С. 466–471.
  4. Виноградов В. Л. Теория и технология подготовки учителей в США: конспект лекций. Казань, 2013.
  5. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-uchiteley-rossiyskaya-i-evropeyskaya-modeli/viewer (дата обращения: 03.01.2022).
  6. Лучкина Т. В., Грачева Е. Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 281–290.
  7. Мартынова О. В. Подготовка учителей в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchitelei-v-germanii-v-usloviyakh-sozdaniyaevropeiskogo-prostranstva-vysshego-ob (дата обращения: 16.01.2022).
  8. Нос Н. И., Гончарова А. Г. Модели профессиональной подготовки учителей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. С. 206–210.
  9. Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Подготовка учителей в магистратуре: европейский опыт // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 3. С. 213–221.
  10. Профессиональные стандарты. URL: https://inlnk.ru/WR30B (дата обращения: 16.01.2022).
  11. Ромаева Н. Б., Стрункина Ю. В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 33–39.
  12. Семенова Ю. И. Профессиональная педагогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-podgotovka-uchiteley-vo-frantsii/viewer (дата обращения: 16.01.2022).
  13. Серякова С. Б. Принципы перехода высшего педагогического образования на уровневую подготовку в контексте Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 22–26.
  14. Сурина И. А. Особенности профессиональной подготовки учителей в польских вузах. [2011]. URL: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua (дата обращения 10.01.2022).
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.01.2022). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 16.01.2022).
  16. EuroEducation.net. The European Education Directory. URL: https://www.euroeducation.net/prof/ (дата обращения: 01.01.2022).
  17. European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 2007.
  18. European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/national-description_en
  19. FIT: Formazione Iniziale Tirocinio. URL: https://www.miuristruzione.com/fi t-formazioneiniziale-tirocinio/ (дата обращения: 03.01.2022).

Данные об авторе

Данько Юрий Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Севастопольский государственный университет; Россия, Севастополь;
ORCID: 0000-0001-5958-9866;
Электронный адрес: bonifacius-zs@yandex.ru.