/

Михалева Марина Владимировна

Герменевтическая воспитательная практика в малом городе


Михалева М. В. Герменевтическая воспитательная практика в малом городе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 40-48.

DOI: 10.15382/sturIV202265.40-48

Аннотация

Авторы статьи исследуют воспитывающую роль реальной педагогической ситуации, поскольку человеческий поступок несет в себе возможное выражение понимания того или иного текста, его интерпретацию. Когда учащиеся вместе с учителем реконструируют ту или иную культурную норму, текст, полагая в них весь свой опыт. То в этом проявляется вариативность интерпретаций, благодаря которым реализуется герменевтический подход к воспитательной ситуации. В рамках этого подхода деятельность воспитателя осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребенка (воспитанника). Решающую роль здесь играет обращение не столько к педагогическим фактам и явлениям, сколько к тому, что за ними стоит: субъективным смыслам, бессознательным мотивам поведения. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, «проживания» воспоминаний из детства. Такой педагог не будет руководить ребенком, наставлять его, а сможет сотрудничать с ним как старший товарищ.

Ключевые слова

событийная насыщенность, воспитательная ситуация, герменевтика, вариативность интерпретаций, смысл, совесть, культура

Список литературы

  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  2. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
  3. Краснов С. И. Проектирование интенциональной позиции подростка в организационно-деятельностной игре // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 44–65.
  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. Волгоград, 1994.

Данные об авторе

Михалева Марина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А. Н. Чусовского";
Должность: заместитель директора по воспитательной работе;
ORCID: 0000-0002-0402-1269;
Электронный адрес: mia826@mail.ru.