/

Милованов Константин Юрьевич

Модернизация отечественного образования как исторически обусловленный процесс


Милованов К. Ю. Модернизация отечественного образования как исторически обусловленный процесс // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 11-20.

DOI: 10.15382/sturIV202264.11-20

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме исследования методологии и стратегий модернизации образования в отечественной социокультурной традиции. Осуществляемый в настоящее время в национальной системе образования России и отечественной педагогической науке процесс модернизации актуализирует необходимость проведения анализа образовательных трансформаций за последнее столетие. Это обстоятельство имеет исключительно важное фундаментальное и научно-практическое значение для выработки стратегических параметров комплексной модернизации современной национальной системы образования. Методологическая значимость исследования заключается в насущной необходимости проективно-аналитической реконструкции многомерного процесса развития перспективных стратегий модернизации и реформирования образования. Существенным здесь является хронологическое и аналитическое соотнесение эволюции отечественных исследований образовательных систем на данном историческом этапе в рамках динамики социокультурного развития. Также представляется своевременным исследование педагогических измерений развития национальной системы образования на основе изучения вклада ведущих отечественных ученых в осмысление процессов модернизации. Это позволит гармонизировать и интегрировать различные исследовательские модели отечественной педагогической традиции, что будет способствовать развитию теории и практики функционирования образовательных систем. Прикладное значение исследования связано с назревшими задачами переосмысления имеющегося опыта стратегического развития национальных систем образования. Определенный исследовательский интерес представляет собой процесс научно-методического и аналитического сопровождения формирования механизмов внедрения стратегических моделей модернизации и концепций реформирования современного отечественного образования. Данное исследование будет способствовать накоплению знаний о современном состоянии и развитии комплекса наук об образовании и их роли в процессе модернизации и реформирования российского образования. Это также позволит в условиях нарастающей глобализации научно проектировать перспективные и футурологически содержательные модели стратегического развития и управленческих практик в национальной системе образования.

Ключевые слова

реформа образования, модернизация образования, социальная трансформация, система образования, науки об образовании, история педагогики, история образования

Список литературы

  1. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М., 2008.
  2. Безрогов В. Г., Беленчук Л. Н., Богуславский М. В. Прогноз перспектив российских исследований в области истории педагогики и образования // Ян Амос Коменский и современность: сб. науч. трудов. М., 2018. С. 9−25.
  3. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М., 2008.
  4. Бирич И. А., Панченко О. Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы. М.; Екатеринбург, 2010.
  5. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М., 2011.
  6. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М., 2011.
  7. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
  8. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.
  9. Мясников В. А., Овчинников А. В., Козлова Г. Н. Историография образовательной школы РСФСР. М., 2013.
  10. Четверикова О. Н. Интеллектуальный регресс как оборотная сторона «цифровой школы» // Народное образование. 2020. № 1. С. 31–44.

Данные об авторе

Милованов Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Москва, Россия;
Должность: старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования;
ORCID: 0000-0002-6242-2378;
Электронный адрес: milkonst82@mail.ru.