/

Рыжов Алексей Николаевич

«Допустить к лекциям наравне с мужчинами». Статистика женского среднего и высшего образования в начале XX века


Рыжов А. Н. «Допустить к лекциям наравне с мужчинами». Статистика женского среднего и высшего образования в начале XX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 32-51.

DOI: 10.15382/sturIV202264.32-51

Аннотация

В предлагаемой статье предпринята попытка расширить современные представления о масштабах развития женского образования в России накануне событий 1917 года. Полученные в ходе анализа нескольких сот архивных и опубликованных источников результаты, восполняют пробелы в статистической информации, отражающей развитие образования в предреволюционный период, и устраняют встречающиеся в исследованиях неточности и ошибки. Подобное расширение информационных границ женского образования будет представлено на примерах динамики роста числа средних и высших учебных заведений и численности обучающихся в них женщин, доступности этих учебных заведений для представительниц разных социальных групп. Структура подачи фактического материала дает возможность охарактеризовать динамику и направленность усилий правительства в сфере образования женщин в Российской империи. Предлагаемые сведения носят обзорно-статистический характер и являются предварительными результатами проведенного исследования. Представленные впервые результаты позволяют по-новому взглянуть не только на историю развития женского образования в нашей стране, оценить масштабы этого развития, но и пересмотреть устоявшиеся клише об ущемлении прав женщин на получение среднего и высшего образования в начале XX века.

Ключевые слова

Россия в начале XX века, история образования, женское образование, статистика образования, доступность образования, численность учащихся

Список литературы

  1. Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/81474073/ (дата обращения: 23.11.2021).
  2. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века. Т. 2: Становление и развитие системы российского образования: историко-статистический анализ. М., 2011.
  3. Журавский А. Правда и мифы «школьного вопроса» в России // НГ-Религии № 12 от 16 июля 2003.
  4. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начала XX века. М., 1991.
  5. Казанцева Ю. Бунт против министра просвещения // Родина. № 3 (320). URL: https://rg.ru/2020/02/28/rodina-tomsk-univer-studentki.html (дата обращения: 02.12.2021).
  6. Краснова И. В. Гражданская правоспособность женщин в России в имперский период // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18. № 2. С. 90–93.
  7. Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.html (дата обращения: 05.05.2020).
  8. Одинцов М. И. «Школьный вопрос» в России // НГ-Религии № 8 от 21 мая 2003.
  9. Педагогика высшей школы: учебное пособие / отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М., 2021.

Данные об авторе

Рыжов Алексей Николаевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Москва, Россия;
Должность: профессор департамента педагогики;
ORCID: 0000-0002-8953-2884;
Электронный адрес: ranik2006@yandex.ru.