/

Беленчук Лариса Николаевна

Инновационные процессы в образовании: реформы Петра I и современность


Беленчук Л. Н. Инновационные процессы в образовании: реформы Петра I и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 21-31.

DOI: 10.15382/sturIV202264.21-31

Аннотация

Статья посвящена вопросам реформирования образования в переходные периоды исторического развития. Сделана попытка сравнить две эпохи инновационных преобразований – время петровских реформ просвещения (I четверть XVIII века) и недавний период нашей истории (90-е годы XX века – по наст. время). Эти непростые периоды связывает много общего: кардинальная перестройка школьного образования, переход на западноевропейские образцы в культуре, отказ от традиционных, «старых» духовных форм воспитания и обучения. И те, и другие реформы имели различные цели и последствия: в петровский период это были поиски новых знаний и новых смыслов образования, в современную эпоху – попытка полностью переосмыслить и переделать советскую систему образования.Время петровских реформ оценивалось русскими мыслителями по-разному, но практически все видели в них процесс модернизации общества, попытку поставить его на новые технологические рельсы. Мыслители либерального и западнического толка оценивали реформы Петра исключительно в положительном ключе, считая их настоящей революцией в сфере просвещения, приведшей Россию к небывалому усилению и расцвету. Плеяда консервативных мыслителей, оценивавших преобразования Петра I как «бурю» и «грозу», опрокинувшую старое «московское» просвещение, считала, что они были неизбежны, но имели много негативных последствий, в частности, разделение образования на духовное и светское, некритическое заимствование его содержания из западноевропейской традиции, насильственное насаждение школ, чуждых духу населения.Современные инновационные преобразования, носящие во многом противоречивый характер, еще ждут оценки исследователей и педагогов.

Ключевые слова

Петр I, реформы, образование, инновации, духовно-нравственное воспитание, школа, консервативная мысль, модернизация, Л.А. Тихомиров, славянофилы

Список литературы

  1. Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Кудряшев А. В. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века. М., 2017.
  2. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). URL: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html (дата обращения: 02.01.2020).
  3. Васильева О. Ю. Интервью порталу Вести FM. URL: https://www.nakanune.ru/news/2020/09/14/22583643/ (дата обращения: 09.10.2021).
  4. Грановский Т. Н. Избранные сочинения. М., 1905.
  5. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учеб. пособ. М., 2013.
  6. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002.
  7. Соловьев С. М. Полный курс русской истории в одной книге. URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-solovev/63221-polnyy-kurs-russkoy-istorii-v-odnoy-knige-sergey-solovev/read/page-32.html (дата обращения: 14.08.2021).
  8. Стратегия национальной безопасности. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 12.08.2021).
  9. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. URL: https://bookscafe.net/read/tihomirov_lev-monarhicheskaya_gosudarstvennost-164429.html#p43 (дата обращения: 21.09.2021).
  10. Фурсенко А. Конференция международного форума «Селигер-2007». URL: https://zen.yandex.ru/media/vln/fursenko-nam-tvorec-ne-nujen-nam-nujen--professionalnyipotrebitel-5a8eb1a5610493d940e025c7 (дата обращения: 23.09.2021).
  11. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.

Данные об авторе

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.