/

Гулов Артем Петрович

Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку


Гулов А. П. Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 76-88.

DOI: 10.15382/sturIV202264.76-88

Аннотация

Вопросы подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку являются актуальными в свете повышения интереса к данному интеллектуальному состязанию со стороны обучающихся. Государственная политика в сфере развития одаренности поощряет высшие учебные заведения принимать дипломантов олимпиады без вступительных испытаний, что также поднимает престиж конкурса. В нашей статье мы анализируем различия между комплектами регионального и заключительного этапов 2020-21 учебного года, выделяем основные отличия и предлагаем определенные рекомендации для подготовки. Ряд заданий являются интегрированными, что повышает их сложность и вызывает проблемы при их решении. На олимпиаде интегрируются конкурсы аудирование и чтение, лексико-грамматический тест и чтение. В статье анализируются научные исследования по теме, в том числе применяется метод контент-анализа содержания заданий. Мы также исследуем официальные документы Центральной предметно-методической комиссии, включая методические рекомендации и протоколы регионального и заключительного этапов 2020-21 учебного года. Мы подчеркиваем важность развития творческого и креативного мышления для успешного решения сложных логических заданий, которые предлагаются учащимся на олимпиадных турах. В статье выделяются универсальные компетенции, развитие и формирование которых позволяет развивать творческие способности школьников. Мы анализируем наш эмпирический опыт подготовки московских школьников в рамках работы с командой города Москва в период с 2017 по 2021 гг., в том числе выявляем причины неуспешного участия отдельных обучающихся. Данные нами рекомендации могут быть использованы для проектирования образовательных курсов в различных регионах страны.

Ключевые слова

олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети, универсальные компетенции, предметные олимпиады

Список литературы

  1. Всероссийская олимпиада. Английский язык: Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями / Ю. Б. Курасовская, А. Ю. Борисова, Т. А. Симонян [и др.]. М., 2016. 212 с.
  2. Городецкая Л. А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51–61.
  3. Задания Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Информационный сайт Всероссийской олимпиады. URL: http://vos.olimpiada.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).
  4. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в Калининградской области в 2021 году. Работы победителей и призеров, протоколы, ключи. URL: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/podderzhka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiadashkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov/ (дата обращения: 11.11.2021).
  5. Курасовская Ю. Б. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку / Ю. Б. Курасовская, К. С. Махмурян // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32–47.
  6. Курасовская Ю. Б. Примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся / Ю. Б. Курасовская, Т. А. Симонян // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 72–78.
  7. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников / Ю. Б. Курасовская // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71–79.
  8. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) / О. А. Максимчик // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 258–265.
  9. Материалы ЦПМК по предметам. Заключительный этап по английскому языку // Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/gb.php (дата обращения: 11.11.2021).
  10. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. / под общ. ред. Ю. Б. Курасовской. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
  11. Погребная И. Ф. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика / И. Ф. Погребная, Л. В. Гущина. Ростов-на-Дону, 2020. 164 с.
  12. Попов А. И. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы / А. И. Попов, Н. П. Пучков // Alma mater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65–71.
  13. Симонян Т. А. Тренировочные задания раздела “Use of English” для подготовки к олимпиадам по английскому языку / Т. А. Симонян, О. А. Титова // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 62–72.
  14. Berg A. Statistical analysis of the international mathematical Olympiad // Mathematical Intelligencer. 2021. Vol. 43. Issue 1. P. 105–112. doi: 10.1007/s00283-020-10015-z.
  15. Cullen P., Jakeman V., French A. The Official Cambridge Guide to IELTS Student’s Book with Answers.
  16. Elgrably H., Leikin R. Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems through investigations // ZDM — Mathematics Education. 2021. Vol. 53 (4). P. 891–904. doi: 10.1007/s11858-021-01228-3
  17. Fisher D., Frey N. A distance learning instructional framework for early literacy // Reading Teacher. 2021. Vol. 74. Issue 6. P. 827–831. doi: 10.1002/trtr.2002.
  18. Gulov A. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. Pearson Education, 2021. 206 p.
  19. Smith K. N., Jaeger A. J., Thomas D. (2021). “Science olympiad is why I’m here”: The infl uence of an early STEM program on college and major choice // Research in Science Education. 2021. Vol. 51. Suppl. Issue 1. P. 443–459. doi: 10.1007/s11165-019-09897-7.
  20. The Lighter Side of TEFL. A Teacher’s Resource Book of Fun Activities for Students of English as a Foreign Language / Ed. T. Kral. URL: https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/lside_e_introduction.pdf (дата обращения: 07.11.2021).

Данные об авторе

Гулов Артем Петрович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение «Центр педагогического мастерства»; Москва, Россия;
Должность: методист;
ORCID: 0000-0001-7192-5316;
Электронный адрес: gulov@tea4er.org.