/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :64

ПЕДАГОГИКА

Милованов Константин Юрьевич

Модернизация отечественного образования как исторически обусловленный процесс

Милованов К. Ю. Модернизация отечественного образования как исторически обусловленный процесс // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 11-20

DOI: 10.15382/sturIV202264.11-20
Данная статья посвящена проблеме исследования методологии и стратегий модернизации образования в отечественной социокультурной традиции. Осуществляемый в настоящее время в национальной системе образования России и отечественной педагогической науке процесс модернизации актуализирует необходимость проведения анализа образовательных трансформаций за последнее столетие. Это обстоятельство имеет исключительно важное фундаментальное и научно-практическое значение для выработки стратегических параметров комплексной модернизации современной национальной системы образования. Методологическая значимость исследования заключается в насущной необходимости проективно-аналитической реконструкции многомерного процесса развития перспективных стратегий модернизации и реформирования образования. Существенным здесь является хронологическое и аналитическое соотнесение эволюции отечественных исследований образовательных систем на данном историческом этапе в рамках динамики социокультурного развития. Также представляется своевременным исследование педагогических измерений развития национальной системы образования на основе изучения вклада ведущих отечественных ученых в осмысление процессов модернизации. Это позволит гармонизировать и интегрировать различные исследовательские модели отечественной педагогической традиции, что будет способствовать развитию теории и практики функционирования образовательных систем. Прикладное значение исследования связано с назревшими задачами переосмысления имеющегося опыта стратегического развития национальных систем образования. Определенный исследовательский интерес представляет собой процесс научно-методического и аналитического сопровождения формирования механизмов внедрения стратегических моделей модернизации и концепций реформирования современного отечественного образования. Данное исследование будет способствовать накоплению знаний о современном состоянии и развитии комплекса наук об образовании и их роли в процессе модернизации и реформирования российского образования. Это также позволит в условиях нарастающей глобализации научно проектировать перспективные и футурологически содержательные модели стратегического развития и управленческих практик в национальной системе образования.
реформа образования, модернизация образования, социальная трансформация, система образования, науки об образовании, история педагогики, история образования
  1. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М., 2008.
  2. Безрогов В. Г., Беленчук Л. Н., Богуславский М. В. Прогноз перспектив российских исследований в области истории педагогики и образования // Ян Амос Коменский и современность: сб. науч. трудов. М., 2018. С. 9−25.
  3. Бермус А. Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М., 2008.
  4. Бирич И. А., Панченко О. Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы. М.; Екатеринбург, 2010.
  5. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М., 2011.
  6. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М., 2011.
  7. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2002.
  8. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004.
  9. Мясников В. А., Овчинников А. В., Козлова Г. Н. Историография образовательной школы РСФСР. М., 2013.
  10. Четверикова О. Н. Интеллектуальный регресс как оборотная сторона «цифровой школы» // Народное образование. 2020. № 1. С. 31–44.

Милованов Константин Юрьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Москва, Россия;
Должность: старший научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования;
ORCID: 0000-0002-6242-2378;
Электронный адрес: milkonst82@mail.ru.
Беленчук Лариса Николаевна

Инновационные процессы в образовании: реформы Петра I и современность

Беленчук Л. Н. Инновационные процессы в образовании: реформы Петра I и современность // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 21-31

DOI: 10.15382/sturIV202264.21-31
Статья посвящена вопросам реформирования образования в переходные периоды исторического развития. Сделана попытка сравнить две эпохи инновационных преобразований – время петровских реформ просвещения (I четверть XVIII века) и недавний период нашей истории (90-е годы XX века – по наст. время). Эти непростые периоды связывает много общего: кардинальная перестройка школьного образования, переход на западноевропейские образцы в культуре, отказ от традиционных, «старых» духовных форм воспитания и обучения. И те, и другие реформы имели различные цели и последствия: в петровский период это были поиски новых знаний и новых смыслов образования, в современную эпоху – попытка полностью переосмыслить и переделать советскую систему образования.Время петровских реформ оценивалось русскими мыслителями по-разному, но практически все видели в них процесс модернизации общества, попытку поставить его на новые технологические рельсы. Мыслители либерального и западнического толка оценивали реформы Петра исключительно в положительном ключе, считая их настоящей революцией в сфере просвещения, приведшей Россию к небывалому усилению и расцвету. Плеяда консервативных мыслителей, оценивавших преобразования Петра I как «бурю» и «грозу», опрокинувшую старое «московское» просвещение, считала, что они были неизбежны, но имели много негативных последствий, в частности, разделение образования на духовное и светское, некритическое заимствование его содержания из западноевропейской традиции, насильственное насаждение школ, чуждых духу населения.Современные инновационные преобразования, носящие во многом противоречивый характер, еще ждут оценки исследователей и педагогов.
Петр I, реформы, образование, инновации, духовно-нравственное воспитание, школа, консервативная мысль, модернизация, Л.А. Тихомиров, славянофилы
  1. Богуславский М. В., Милованов К. Ю., Кудряшев А. В. Стратегии реформирования и модернизации российского образования в первой трети ХХ века. М., 2017.
  2. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). URL: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.html (дата обращения: 02.01.2020).
  3. Васильева О. Ю. Интервью порталу Вести FM. URL: https://www.nakanune.ru/news/2020/09/14/22583643/ (дата обращения: 09.10.2021).
  4. Грановский Т. Н. Избранные сочинения. М., 1905.
  5. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учеб. пособ. М., 2013.
  6. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. М., 2002.
  7. Соловьев С. М. Полный курс русской истории в одной книге. URL: https://iknigi.net/avtor-sergey-solovev/63221-polnyy-kurs-russkoy-istorii-v-odnoy-knige-sergey-solovev/read/page-32.html (дата обращения: 14.08.2021).
  8. Стратегия национальной безопасности. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 12.08.2021).
  9. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. URL: https://bookscafe.net/read/tihomirov_lev-monarhicheskaya_gosudarstvennost-164429.html#p43 (дата обращения: 21.09.2021).
  10. Фурсенко А. Конференция международного форума «Селигер-2007». URL: https://zen.yandex.ru/media/vln/fursenko-nam-tvorec-ne-nujen-nam-nujen--professionalnyipotrebitel-5a8eb1a5610493d940e025c7 (дата обращения: 23.09.2021).
  11. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Рыжов Алексей Николаевич

«Допустить к лекциям наравне с мужчинами». Статистика женского среднего и высшего образования в начале XX века

Рыжов А. Н. «Допустить к лекциям наравне с мужчинами». Статистика женского среднего и высшего образования в начале XX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 32-51

DOI: 10.15382/sturIV202264.32-51
В предлагаемой статье предпринята попытка расширить современные представления о масштабах развития женского образования в России накануне событий 1917 года. Полученные в ходе анализа нескольких сот архивных и опубликованных источников результаты, восполняют пробелы в статистической информации, отражающей развитие образования в предреволюционный период, и устраняют встречающиеся в исследованиях неточности и ошибки. Подобное расширение информационных границ женского образования будет представлено на примерах динамики роста числа средних и высших учебных заведений и численности обучающихся в них женщин, доступности этих учебных заведений для представительниц разных социальных групп. Структура подачи фактического материала дает возможность охарактеризовать динамику и направленность усилий правительства в сфере образования женщин в Российской империи. Предлагаемые сведения носят обзорно-статистический характер и являются предварительными результатами проведенного исследования. Представленные впервые результаты позволяют по-новому взглянуть не только на историю развития женского образования в нашей стране, оценить масштабы этого развития, но и пересмотреть устоявшиеся клише об ущемлении прав женщин на получение среднего и высшего образования в начале XX века.
Россия в начале XX века, история образования, женское образование, статистика образования, доступность образования, численность учащихся
  1. Борьба за место в аудитории. Как учились москвички более 100 лет назад // Официальный сайт мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/81474073/ (дата обращения: 23.11.2021).
  2. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX — начале XX века. Т. 2: Становление и развитие системы российского образования: историко-статистический анализ. М., 2011.
  3. Журавский А. Правда и мифы «школьного вопроса» в России // НГ-Религии № 12 от 16 июля 2003.
  4. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начала XX века. М., 1991.
  5. Казанцева Ю. Бунт против министра просвещения // Родина. № 3 (320). URL: https://rg.ru/2020/02/28/rodina-tomsk-univer-studentki.html (дата обращения: 02.12.2021).
  6. Краснова И. В. Гражданская правоспособность женщин в России в имперский период // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2018. Т. 18. № 2. С. 90–93.
  7. Образование в императорской России // Отечественные записки. 2002. № 1 (2). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2002/1/bbb.html (дата обращения: 05.05.2020).
  8. Одинцов М. И. «Школьный вопрос» в России // НГ-Религии № 8 от 21 мая 2003.
  9. Педагогика высшей школы: учебное пособие / отв. ред. Г. М. Коджаспирова. М., 2021.

Рыжов Алексей Николаевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Москва, Россия;
Должность: профессор департамента педагогики;
ORCID: 0000-0002-8953-2884;
Электронный адрес: ranik2006@yandex.ru.
Крат Анна Владимировна

Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России

Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 52-64

DOI: 10.15382/sturIV202264.52-64
В статье проведен анализ историко-педагогических предпосылок, условий и факторов возникновения в отечественном образовательном пространстве православных общеобразовательных школ в период с начала 90-х годов XX века и по настоящее время. Восстановление и характеристика генезиса процесса создания православных общеобразовательных школ проведены на примере образовательных организаций города Москвы. Использование статистического, сравнительно-сопоставительного, реконструктивного, историко-ретроспективного, а также методов интервьюирования, беседы и анализа материалов официальных сайтов, отчетов о деятельности, информации, предоставленной директорами, педагогами и сотрудниками православных общеобразовательных школ, позволили установить следующее. Появление православных общеобразовательных школ является инновационным явлением в новейшей истории России: до революции 1917 года, начиная от Крещения Руси, православие было государственной религией, в том числе обязательной при изучении в школе, определявшей ее уклад и, скорее, школы иноконфессиональные или, например, цифирные (при Петре Первом) были в обозначенный период определенной педагогической инновацией; в период после революции 1917 года и до конца 1980-х годов религиозное образование в любых формах и видах в СССР было запрещено, и лишь с начала 90-х годов ХХ века в Российской Федерации, в иных исторических условиях - теперь уже светском демократическом государстве, открытом к сотрудничеству с религиозными организациями традиционных конфессий - стало разрешено открытие частных конфессионально-ориентированных школ. Условиями функционирования православных общеобразовательных школ в этих реалиях стала деятельность воскресных школ, инициатива прихожан и поддержка данной инициативы со стороны настоятелей приходов, а также со стороны городских властей. Среди факторов, повлиявших на появление первых православных общеобразовательных школ в России, стали обращение людей к православной вере, возрождение храмов и активизация приходской жизни, стремление родителей обучать ребенка на основе православного мировосприятия и в условиях общения с единомышленниками и единоверцами.
православные общеобразовательные школы, религиозное образование, система православного образования, история образования, исторический опыт, православная педагогика
  1. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
  3. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18–27.
  4. Косолапова Т. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в церковно-приходской воскресной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2018.
  5. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  6. Меньшиков В. М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 37–45.
  7. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
  8. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
  9. Остапенко А. А. Антропологические модели образования: от образа Божия к… неогностицизму? // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 80–104.
  10. Петракова Т. И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 40–57.
  11. Склярова Т. В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: дис. … канд. пед. наук. М., 1996.
  12. Шестун Е. Православная педагогика: Исторические психолого-педагогические очерки. Самара, 1998.
  13. Янушкявичене О. Л. Методология историко-педагогического исследования православного воспитания // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. 2021. № 2 (20). С. 119–124.

Крат Анна Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, Россия;
ORCID: 0000-0001-5183-5372;
Электронный адрес: annakrat@mail.ru.
Никулина Елена Николаевна

Дистанционная технология в богословском образовании: методические основы «классического» дистанционного обучения и возможности дистанционной поддержки очных курсов на примере дисциплины «Богослужебный устав и гимнография» программы профессиональной переподготовки «Теология»

Никулина Е. Н. Дистанционная технология в богословском образовании: методические основы «классического» дистанционного обучения и возможности дистанционной поддержки очных курсов на примере дисциплины «Богослужебный устав и гимнография» программы профессиональной переподготовки «Теология» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 65-75

DOI: 10.15382/sturIV202264.65-75
В статье анализируются и сопоставляются методики преподавания богословских дисциплин с использованием дистанционной технологии на факультете дополнительного образования ПСТГУ и в Институте дистанционного образования ПСТГУ, а также опыт перевода очного обучения в дистанционное весной 2020 г. на примере курса «Богослужебный устав и гимнография», изучаемого в рамках программы профессиональной переподготовки «Теология». Показано, что перевод очного курса «Богослужебный устав и гимнография» в дистанционный формат способствовал методическому сближению двух форм обучения (очной и заочной с применением дистанционной образовательной технологии) и одновременно выявил особенности каждой из них. Включение в очный курс инструментов дистанционной технологии обучения обогатило его техническими средствами и внесло методическую упорядоченность. Технические средства платформы Moodle позволили сохранить практическую направленность курса (совмещение теории с опытом посещения церковных служб) и встроенность очного курса в церковный календарь. В статье рассмотрены также методические возможности двух форм обучения в контексте воспитывающего (воцерковляющего) характера курса «Богослужебный устав и гимнография»; выявлены особенности выстраивания коммуникации между преподавателем и учащимися при очном обучении и на заочных занятиях с использованием дистанционных образовательных технологий в Институте дистанционного образования ПСТГУ.
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, дистанционное обучение, дистанционная образовательная технология, литургика, воспитывающее обучение, методика преподавания в высшей школе, дополнительное профессиональное образование, богословское образование
  1. Абрамян Г. В., Катасонова Г. Р. Особенности организации дистанционного образования в вузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. C. 1–9.
  2. Гусейнов А. З., Турчин Г. Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Известия Саратовского университета. 2007. Т. 7. С. 64–67.
  3. Захарова У. С., Вилкова К. А., Егоров Г. В. Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 115–137.
  4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем / сост. игум. Марк (Лозинский). М.; СПб., 1995.
  5. Никулина Е. Н. Литургика для мирян: Методологические основы обучения взрослых в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 44–52.
  6. Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Репр. воспр. изд. 1898−1901 гг. М., 2000.
  7. Ценер Т. С., Ошкина А. В. Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5–3 (44). С. 170–177.
  8. Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С., Егоров А. А., Захарова У. С., Семенова Т. В. Оценка возможности перевода курсов на дистанционные формы обучения // Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. 2020. Вып. 6 (36). С. 46–54.

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Гулов Артем Петрович

Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку

Гулов А. П. Различия между заданиями регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 76-88

DOI: 10.15382/sturIV202264.76-88
Вопросы подготовки к всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку являются актуальными в свете повышения интереса к данному интеллектуальному состязанию со стороны обучающихся. Государственная политика в сфере развития одаренности поощряет высшие учебные заведения принимать дипломантов олимпиады без вступительных испытаний, что также поднимает престиж конкурса. В нашей статье мы анализируем различия между комплектами регионального и заключительного этапов 2020-21 учебного года, выделяем основные отличия и предлагаем определенные рекомендации для подготовки. Ряд заданий являются интегрированными, что повышает их сложность и вызывает проблемы при их решении. На олимпиаде интегрируются конкурсы аудирование и чтение, лексико-грамматический тест и чтение. В статье анализируются научные исследования по теме, в том числе применяется метод контент-анализа содержания заданий. Мы также исследуем официальные документы Центральной предметно-методической комиссии, включая методические рекомендации и протоколы регионального и заключительного этапов 2020-21 учебного года. Мы подчеркиваем важность развития творческого и креативного мышления для успешного решения сложных логических заданий, которые предлагаются учащимся на олимпиадных турах. В статье выделяются универсальные компетенции, развитие и формирование которых позволяет развивать творческие способности школьников. Мы анализируем наш эмпирический опыт подготовки московских школьников в рамках работы с командой города Москва в период с 2017 по 2021 гг., в том числе выявляем причины неуспешного участия отдельных обучающихся. Данные нами рекомендации могут быть использованы для проектирования образовательных курсов в различных регионах страны.
олимпиада школьников, языковое тестирование, подготовка к олимпиаде, критерии оценивания, одарённые дети, универсальные компетенции, предметные олимпиады
  1. Всероссийская олимпиада. Английский язык: Задания школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов. С ответами и комментариями / Ю. Б. Курасовская, А. Ю. Борисова, Т. А. Симонян [и др.]. М., 2016. 212 с.
  2. Городецкая Л. А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 51–61.
  3. Задания Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Информационный сайт Всероссийской олимпиады. URL: http://vos.olimpiada.ru/ (дата обращения: 11.11.2021).
  4. Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в Калининградской области в 2021 году. Работы победителей и призеров, протоколы, ключи. URL: https://edu.gov39.ru/dlya-detey-i-roditeley/podderzhka-odarennykh-detey/vserossiyskaya-olimpiadashkolnikov/zaklyuchitelnyy-etap-vserossiyskoy-olimpiady-shkolnikov/ (дата обращения: 11.11.2021).
  5. Курасовская Ю. Б. Всероссийская олимпиада школьников как показатель качества обучения иностранному языку / Ю. Б. Курасовская, К. С. Махмурян // Иностранные языки в школе. 2018. № 11. С. 32–47.
  6. Курасовская Ю. Б. Примеры заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку на проверку социолингвистической и социокультурной компетенции учащихся / Ю. Б. Курасовская, Т. А. Симонян // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 72–78.
  7. Курасовская Ю. Б. Трансформация формата заданий ЕГЭ в заданиях Всероссийской олимпиады школьников / Ю. Б. Курасовская // Педагогические измерения. 2021. № 1. С. 71–79.
  8. Максимчик О. А. Практические рекомендации по составлению заданий Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (на примере муниципального этапа в Самарской области) / О. А. Максимчик // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 258–265.
  9. Материалы ЦПМК по предметам. Заключительный этап по английскому языку // Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/gb.php (дата обращения: 11.11.2021).
  10. Методические рекомендации по организации и проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2019/2020 уч. г. / под общ. ред. Ю. Б. Курасовской. URL: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/files/gb-sm-2020.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
  11. Погребная И. Ф. Предметная олимпиада по английскому языку: теория и практика / И. Ф. Погребная, Л. В. Гущина. Ростов-на-Дону, 2020. 164 с.
  12. Попов А. И. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы / А. И. Попов, Н. П. Пучков // Alma mater: Вестник высшей школы. 2017. № 6. С. 65–71.
  13. Симонян Т. А. Тренировочные задания раздела “Use of English” для подготовки к олимпиадам по английскому языку / Т. А. Симонян, О. А. Титова // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 62–72.
  14. Berg A. Statistical analysis of the international mathematical Olympiad // Mathematical Intelligencer. 2021. Vol. 43. Issue 1. P. 105–112. doi: 10.1007/s00283-020-10015-z.
  15. Cullen P., Jakeman V., French A. The Official Cambridge Guide to IELTS Student’s Book with Answers.
  16. Elgrably H., Leikin R. Creativity as a function of problem-solving expertise: Posing new problems through investigations // ZDM — Mathematics Education. 2021. Vol. 53 (4). P. 891–904. doi: 10.1007/s11858-021-01228-3
  17. Fisher D., Frey N. A distance learning instructional framework for early literacy // Reading Teacher. 2021. Vol. 74. Issue 6. P. 827–831. doi: 10.1002/trtr.2002.
  18. Gulov A. Great Lengths. The All-Russian School Olympiad: Preparation for Municipal, Regional and Final Stages. Pearson Education, 2021. 206 p.
  19. Smith K. N., Jaeger A. J., Thomas D. (2021). “Science olympiad is why I’m here”: The infl uence of an early STEM program on college and major choice // Research in Science Education. 2021. Vol. 51. Suppl. Issue 1. P. 443–459. doi: 10.1007/s11165-019-09897-7.
  20. The Lighter Side of TEFL. A Teacher’s Resource Book of Fun Activities for Students of English as a Foreign Language / Ed. T. Kral. URL: https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/lside_e_introduction.pdf (дата обращения: 07.11.2021).

Гулов Артем Петрович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Государственное автономное образовательное учреждение «Центр педагогического мастерства»; Москва, Россия;
Должность: методист;
ORCID: 0000-0001-7192-5316;
Электронный адрес: gulov@tea4er.org.
Бородина Елена Николаевна

Патриотическое воспитание детей в воскресной школе на материале изобразительного искусства

Бородина Е. Н. Патриотическое воспитание детей в воскресной школе на материале изобразительного искусства // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 89-106

DOI: 10.15382/sturIV202264.89-106
В первой части статьи автор раскрывает теоретическое обоснование проблематики: аспекты патриотизма православного христианина как добродетели, духовно-нравственного качества. Феномен патриотизма представлен в контексте трудов Отцов церкви 19-20 веков и основных положений социальной концепции Русской Православной Церкви, в обосновании выдержан канон православного взгляда на поставленную проблему. Для объективного понимания смысловой сущности понятия патриотизма автор обратился к научной литературе, толковым и энциклопедическим словарям, философским и педагогическим трудам соотечественников. Проанализировав ряд научных точек зрения, автор констатирует о духовности и религиозности патриотизма, выделяя семантическую связь с нравственностью. Во второй части статьи автор рассматривает эффективность использования произведений живописи батального, исторического, портретного и бытового жанра в процессе патриотического воспитания в воскресной школе. В статье раскрывается содержание и характеристика проблемно-ценностного общения, описываются этапы методики на основе проблемно-ценностного общения в процессе познавательной беседы на материале живописи патриотической тематики: первый этап – познавательный (осуществляется разрешение противоречий между принятием и отторжением, восхищением и равнодушием); второй этап – оценочно-смысловой (осуществляется оценочно-смысловая деятельность – соотнесение новых представлений, понятий, ценностей, с уже имеющимися и ранее усвоенными знаниями и ценностными установками и убеждениями); третий этап – мотивационно-деятельностный (происходит присвоение ребёнком личностного духовно-нравственного смысла, при котором базовая национальная ценность – патриотизм, становится ценным и значимым, регулятором патриотического умонастроения, мотивом к действию). Автор раскрывает потенциал методов педагогики искусства: «метод единства восприятия и созидания в художественном действии», «метод вживания» или «метод оживления» описывая процесс эмоционально-чувственного сопереживания главным героям произведений живописи.
Патриотизм, патриотическое воспитание, воскресная школа, дети, познавательная беседа, проблемно-ценностное общение, живопись
  1. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
  2. Бородина Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей // Педагогическое образование в России. 2018. № 1. С. 154–158.
  3. Бородина Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография. Екатеринбург, 2015.
  4. Даль В. И. Толковый словарь: в 2 т. М., 1995.
  5. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. URL: https://iknigi.net/avtor-svetlana-divnogorceva/88764-stanovlenie-i-razvitiepravoslavnoy-pedagogicheskoy-kultury-v-rossii-svetlana-divnogorceva/read/page-1.html (дата обращения: 20.11.2021).
  6. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (2014). URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fzzakon-ob-obrazovanii-2013/2/ (дата обращения: 20.09.2021).
  7. Зеньковский В. В., прот. Педагогика. Клин, 2004.
  8. Ильин И. А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления. М., 1993.
  9. Лихачев Д. С. Русская культура. М., 2000.
  10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 24-е изд., испр. М., 2008. С. 321.
  11. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi#s3 (дата обращения: 10.05.2021).
  12. Соловьев В. С. Национализм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021).
  13. Соловьев В. С. Патриотизм // Он же. Статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона. URL: https://rodon.org/svs/sdebie.htm#a150 (дата обращения: 20.11.2021).
  14. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование: официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 20.10.2021).

Бородина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Уральский государственный педагогический университет; Екатеринбург, Россия;
Должность: доцент;
Электронный адрес: borodina_elena75@mail.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Абакумова Ирина Владимировна; Годунов Михаил Викторович

Культурно-конфессиональные факторы психологических различий адаптивной и преадаптивной смысловой регуляции

Абакумова И. В., Годунов М. В. Культурно-конфессиональные факторы психологических различий адаптивной и преадаптивной смысловой регуляции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 109-121

DOI: 10.15382/sturIV202264.109-121
Актуальность изучения особенностей смысловой регуляции человека обусловлена необходимостью описания механизмов формирования смыслов под воздействием культурных, социальных, исторических и мировоззренческих аспектов его жизнедеятельности. Авторы представляют теоретический анализ особенностей формирования системы личностных смыслов людей, принадлежащих к западному и восточному христианству. Цель статьи: выявление культурно-конфессиональных факторов психологических различий адаптивной и преадаптивной смысловой регуляции, имеющихся у представителей католической и православной ветвей христианского мира. В работе проанализировано влияние различных культурно-конфессиональных факторов на смысловую регуляцию представителей католицизма и православия. Католицизм и православие, как западная и восточная ветви христианства, имеют соответствующие различия в области религиозных приоритетов: снисхождение Бога на землю в Рождестве и уподобление человеку против божественного Воскресения как жертвы ради человека; мировоззренческой картины мира: антропоцентризм против христоцентризма; гносеологические взгляды: логический анализ и материалистически рационализм интеллекта и против сакрального единства отношений человека и природы; ценностных установок: принятие своего несовершенства против стремления к божественному прообразу; культурных приоритетов: благоденствие против святости; этических представлений: главенство прав личности против обязанностей перед душевной совестью; социальных идентичностей: самоутверждение на основе закона против религиозного смирения перед духовными заповедями; политических предпочтений: свобода личности против всеобщего блага; юридических концепций: правовой договор против нравственного союза. На основе анализа научных работ, представленных в данной статье, предлагается рассматривать культурно-конфессиональные особенности католицизма как соотносящиеся с адаптивной направленностью смыслообразующих стратегий, а православия как соотносящиеся с преадаптивной направленностью стратегий смыслообразования.
личностный смысл, смысловая сфера, смысловая регуляция, стратегия смыслообразования, адаптивность, преадаптивность, католицизм, православие
  1. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.
  2. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991.
  3. Годунов М. В. Ансамбль свойств личности: триалектическое развитие преадаптивных возможностей. Кн. 2. М., 2019.
  4. Гришкова Л. В. Концепты христианской культуры в художественной литературе // Лингвистика и межкультурная коммуникация: сб. материалов межрегиональной науч.-практ. конф. / Ред. Г. П. Левченко, С. В. Омельченко. Курган: Курганский государственный университет, 2010. С. 111–120.
  5. Есаулов И. А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. 2001. № 6. С. 483–499.
  6. Карсавин Л. П. Феноменология революции // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: сборник трудов евразийцев. М., 2016. С. 141–201.
  7. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полное собрание сочинений: в 4 т. / сост., прим. и комм. А. Ф. Малышевского. Т. 1. Философские и историко-публицистические работы. Калуга, 2016. С. 71–126.
  8. Ключевский В. О. Афоризмы и мысли об истории. М., 2017.
  9. Лебедев А. П. История разделения Церквей в IX, X и XI вв. 2-е изд. СПб., 2017.
  10. Леонтьев Д. А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии // Методология и история психологии. 2018. Вып. 3. С. 96–104.
  11. Лосский В. Н. Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 9. С. 62–71.
  12. Непомнящий В. С. Рождество или Пасха? // Православный молодежный журнал «Наследник». 2012. № 3 (44). URL: http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_1358.html (дата обращения: 15.02.2021).
  13. Пискунов А. И., Бурдина О. Б., Рязанов С. М. Мировые религии в современном социуме: основы вероучений и предотвращение преступлений на межэтнической и межконфессиональной почве. Пермь, 2019.
  14. Сенюткин К. В. Система ценностей в западнохристианской и восточнохристианской культурах // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. 2016. № 4. С. 78–85.
  15. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров…»: краткая повесть об Антихристе / сост. и примеч. А. Б. Муратова. СПб., 2015.
  16. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. М., 2017.
  17. Флоренский П. А. Обратная перспектива: Соч. в 4-х т. Т. 3 (1). М., 1999. С. 46–98.
  18. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2018.
  19. Шапошников Л. Е. Русская историософия: избранные школы и персоналии. СПб., 2016.
  20. Языкова И. К. Как бережно хранить старинные книги и правильно ими пользоваться? // Журнал Московской Патриархии. 2019. № 5. С. 82–85.
  21. Aquinas T. Summa Theologiae: Complete Set / Saint Thomas Aquinas (Author), The Aquinas Institute (Editor). Series: Latin-English Opera Omnia. Steubenville, 2018.
  22. Bugental J. F. T. The Search for Authenticity: An existential-analytic approach to psychotherapy. N. Y., 2015.
  23. Frankl V. E. Man’s Search for Meaning: Young Adult Edition (Reprint edition). Boston, 2017.
  24. Heidegger M. Sein und Zeit (Series: Klassiker Auslegen). Berlin, 2015.
  25. Husserl E. Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology. N. Y., 2017.
  26. Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Basel, 2016.
  27. Jung C. G. Der Mensch und seine Symbole. Mannheim, 2018.

Абакумова Ирина Владимировна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: Донской государственный технический университет; Ростов-на-Дону, Россия;
ORCID: 0000-0003-2202-2588;
Электронный адрес: abakira@mail.ru.

Годунов Михаил Викторович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Донской государственный технический университет; Ростов-на-Дону, Россия;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-3696-7347;
Электронный адрес: godunmv997@gmail.com.
Исследование выполнено в рамках реализации гранта РФФИ 18-29-22004 (2018): «Психологические и генетические исследования предикторов, определяющих поведение пользователей при восприятии Интернет-контентов различной информационной направленности».

РЕЦЕНЗИИ

Никулина Елена Николаевна

Рец. на кн.: Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации / сост. В. В. Рыбаков, В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов; под ред. В. Г. Безрогова, В. В. Рыбакова. М.: Русское слово, 2021. 576 с.

Никулина Е. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 64. С. 125-129 — Рец. на кн.: Антология педагогического наследия Средних веков, Возрождения и Реформации / сост. В. В. Рыбаков, В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов; под ред. В. Г. Безрогова, В. В. Рыбакова. М.: Русское слово, 2021. 576 с.
PDF

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.