В статье описывается исследование трудностей учащихся, обусловленных негативным статусом подростка в учебном коллективе. Данные представлены на основании опроса для учащихся и учителей основной школы. В опросе участвовало 314 педагогов, 203 школьника 6-8 классов. Вопросы касались негативного статуса школьника, условий формирования благоприятных отношений между школьниками, самочувствие школьника в школьном классе, его роль там, трудности с которыми сталкиваются школьники, что может создать ситуацию отторжения ребенка в школьном коллективе, что может помочь ему преодолеть данную ситуацию, педагогические действия необходимые для поддержки ребенка с негативным статусом и пр. На основании анализа сделан ряд выводов: основной причиной негативного статуса ребенка в коллективе рассматриваются прежде всего его личностные особенности и характер его взаимодействия с одноклассниками; негативный статус влияет на успешность в обучении; для поддержки ребенка с низким статусом необходимо создавать условия для совместной деятельности детей, их общения; школьники считают, что однокласснику, наладить отношения в классе могут помочь общие интересные дела и проявление дружеских чувств; самое ценное для современных подростков это доброжелательное общение с одноклассниками; педагоги отмечают что отношения между одноклассниками зависят, прежде всего от учителя; педагоги отмечают следующие трудности современных подростков в общении: неумение справляться с конфликтной ситуацией, уступать, неумение взаимодействовать с другими. В заключении статьи даются методические рекомендации по формированию детско-взрослой общности во взаимодействии со школьниками
негативный статус, дружеское общение, взаимодействие, совместная деятельность, детско-взрослая общность, школьник, трудности школьника, учебный коллектив