/

Шустова Инна Юрьевна

Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника


Шустова И. Ю. Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 114-130.

DOI: 10.15382/sturIV202163.114-130

Аннотация

В статье описывается исследование трудностей учащихся, обусловленных негативным статусом подростка в учебном коллективе. Данные представлены на основании опроса для учащихся и учителей основной школы. В опросе участвовало 314 педагогов, 203 школьника 6-8 классов. Вопросы касались негативного статуса школьника, условий формирования благоприятных отношений между школьниками, самочувствие школьника в школьном классе, его роль там, трудности с которыми сталкиваются школьники, что может создать ситуацию отторжения ребенка в школьном коллективе, что может помочь ему преодолеть данную ситуацию, педагогические действия необходимые для поддержки ребенка с негативным статусом и пр. На основании анализа сделан ряд выводов: основной причиной негативного статуса ребенка в коллективе рассматриваются прежде всего его личностные особенности и характер его взаимодействия с одноклассниками; негативный статус влияет на успешность в обучении; для поддержки ребенка с низким статусом необходимо создавать условия для совместной деятельности детей, их общения; школьники считают, что однокласснику, наладить отношения в классе могут помочь общие интересные дела и проявление дружеских чувств; самое ценное для современных подростков это доброжелательное общение с одноклассниками; педагоги отмечают что отношения между одноклассниками зависят, прежде всего от учителя; педагоги отмечают следующие трудности современных подростков в общении: неумение справляться с конфликтной ситуацией, уступать, неумение взаимодействовать с другими. В заключении статьи даются методические рекомендации по формированию детско-взрослой общности во взаимодействии со школьниками

Ключевые слова

негативный статус, дружеское общение, взаимодействие, совместная деятельность, детско-взрослая общность, школьник, трудности школьника, учебный коллектив

Список литературы

  1. Александрова Е. А., Кузнецова К. С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. М., 2018. (Библиотека журнала «Директор школы». Педагогика, № 4).
  2. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2012.
  3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М., 2008.
  4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск, 1988.
  5. Морено Я. М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
  6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М., 1978.
  7. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М., 2016.
  8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  9. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  10. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография. М., 2018.

Данные об авторе

Шустова Инна Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБНУ ;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4418-9218;
Электронный адрес: innashustova@yandex.ru.