/

Маслинская Светлана Геннадьевна

Что я видел: ребенок-наблюдатель в советской детской литературе


Маслинская С. Г. Что я видел: ребенок-наблюдатель в советской детской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 85-94.

DOI: 10.15382/sturIV202163.85-94

Аннотация

На материале советской детской литературы прослежена взаимосвязь репрезентации мобильности ребенка и его точки зрения. Ребенок-путешественник может быть представлен в произведениях различных жанров и стилей: приключенческая проза и поэзия, реалистическая повесть и рассказ, травелог. Изображение пути ребенка находится в прямой зависимости от нарративного устройства произведения: в травелоге путь становится основным содержанием произведения, в приключенческой повести – условием развития фабулы, но не сюжета. Принимая во внимание жанровую специфику произведения, в статье представлены результаты изучения литературных репрезентаций перемещений детей в достоверном реалистическом пространстве в творчестве С. Розанова, А. Гайдара и Б. Житкова. Модернистская и авангардистская концепция ребенка как активного субъекта познания мира обусловила появление произведений, в которых ребенку принадлежит активная роль наблюдателя. В отличие от предшествующей традиции литературы путешествий, ребенок в произведениях С. Розанова, А. Гайдара и Б. Житкова представлен как носитель визуальных навыков, обусловленных возрастной физиологией и психологией. Ракурс, масштаб, охват зрения наблюдателя определены ростом, рецептивными навыками, когнитивными особенностями ребенка дошкольного возраста. Это обуславливает отсутствие географических, этнографических и пр. сведений о пространстве и наличие конкретных предметных образов (вещи, ландшафтные объекты, люди), наблюдаемых ребенком. Перспектива детского восприятия, с одной стороны, определила избирательность представленного в произведениях пространства, с другой – позволила писателям создать убедительные репрезентации визуального опыта человека 4-6 лет. Гендерная специфика визуального восприятия пространства не может быть выявлена: все изображенные наблюдатели – мальчики, девочек-наблюдательниц в изучаемый период в детской литературе нет.

Ключевые слова

советская детская литература, мобильность, точка зрения, нарратор, ребенок-наблюдатель, гендер, С. Розанов, А. Гайдар, Б. Житков

Список литературы

  1. Васильев А., Теплухин В. Москва — Экватор — Москва // Кругосвет. М., 1925. С. 14–32.
  2. Гайдар А. Чук и Гек. М., 1939.
  3. Димяненко А. А. Дети-путешественники в детской литературе первой половины XIX в.: герои и маршруты // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 127–139.
  4. Каверин В. Советский школьник [и задачи детской литературы] // Литературная газета. 1939. №. 61 (840). 7 ноября.
  5. Козловская А., Козлова А. Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема (антропологический комментарий) // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 11–25.
  6. Кон Л. Последняя книга Житкова (Б. С. Житков «Что я видел») // Детская литература. 1938. № 18–19. С. 133–134.
  7. Лекманов Ф. «Я шел неготовыми дорогами»: к вопросу о жанре «Что я видел» Бориса Житкова // Русская филология. 25. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 2014. С. 243–253.
  8. Маслинская С. Г. Право на мобильность: траектории перемещения героев детской литературы 1920-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 140–150.
  9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  10. Перцов В. О лучшем // Литературная газета. 1939. 26 июля.
  11. Розанов С. Г. Приключения Травки. М., 1928.
  12. Шкловский В. Борис Житков // Детская литература. 1938. № 18–19. С. 132–133.

Данные об авторе

Маслинская Светлана Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.

Благодарности

Работа поддержана грантом РФФИ 19-013-00381-ОГН.