/

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина


Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50-63.

DOI: 10.15382/sturIV202163.50-63

Аннотация

В системе современного российского образования вновь существует и развивается процесс обучения религии. Однако до сих пор в отечественной педагогике отсутствуют работы, посвященные научному анализу, обобщению и выработке экспериментально подтвержденных методических рекомендаций по осуществлению эффективного процесса религиозного образования личности. Цель статьи – анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных проблеме религиозного образования, выявление и обозначение тех задач, решение которых будет способствовать становлению и развитию новой отрасли знания и учебной дисциплины вуза – методике преподавания религии. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стал поиск и анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных обозначенной проблеме, синтез, обобщение и сравнение материала по общим и частным дидактическим исследованиям. Результаты. Поиск и анализ научных работ, выполненных в Российской Федерации, по методике преподавания религии привели автора статьи к констатации факта об отсутствии педагогических исследований прежде всего в области преподавания религии в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях. Вместе с тем закрепившаяся практика религиозного обучения в России требует ее глубокого научного анализа и обобщения, с одной стороны, а, с другой – разработки концептуальных позиций, подходов к преподаванию религии. Они могут быть разными в зависимости от тех задач, которые ученые будут видеть приоритетными в обучении религии, от возрастных особенностей обучающихся, от типов образовательных учреждений, реализующих процесс религиозного образования обучающихся. Выводы. Автор статьи предлагает считать приоритетным в разработке стратегии религиозного обучения школьников в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях задачу религиозно-нравственного развития и воспитания личности, обозначает возможные принципы, методы и технологии обучения, направленные на ее решение.

Ключевые слова

религиозное образование, методика преподавания, религии, методика преподавания православного вероучения, дидактика, принципы обучения, методы и технологии обучения

Список литературы

  1. Алексеев В. Ю. Трудности преподавания религии в России // Наука и образование третьего тысячелетия. М., 2018. С. 131–132.
  2. Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 19–28.
  3. Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (6). С. 31–40.
  4. Балакина Е. И., Сидоренко Н. В. Система духовного образования детей в практике воскресной школы // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2016. С. 162–164.
  5. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92–102.
  6. Бигнова М. Р. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. Уфа, 2015.
  7. Блинкова А. О. Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. СПб., 2018.
  8. Богомилова Н. Модели и «философия» преподавания религии в современной Европе // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 27–31.
  9. Бокова О. А., Карандашов В. Д. О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 212–220.
  10. Борецкая В. К. Преподавание курса о религии в ситуации современного поликонфессионального польского общества // Религия и общество. Могилев, 2016. С. 284–286.
  11. Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2018.
  12. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 89–97.
  13. Евсеев Н. Н. Особенности преподавания курса «История религий» в рамках теологического образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 37–38.
  14. Ермошин А. В. Религиозное обучение в светских средних учебных заведениях Казанского учебного округа в 1864–1918 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2014.
  15. Зайцева О. Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005.
  16. Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996.
  17. Иванов И. А. К вопросу о методологии преподавания истории нехристианских религий в духовных школах // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 64–72.
  18. Кабанова Х. А. Опыт преподавания религии в Греции // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. М., 2018. С. 48–53.
  19. Козырев Ф. Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 191–204.
  20. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006.
  21. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2007.
  22. Конвисер В. Л. Преподавание религии в школах Германии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 8. С. 58–62.
  23. Корскова А. В. «Должен ли быть в школе отдельный урок о религии?». Преподавание «Основ православной культуры» на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова // Геродот Science. 2018. № 1. С. 67–70.
  24. Левин В. И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833–836.
  25. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
  26. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7–25.
  27. Синельников С. П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918–1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губерний и Донской области: автореф. дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2011.
  28. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  29. Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57–71.
  30. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  31. Урбанович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 222–232.
  32. Чичерина А. И. Концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания дисциплины «Закон Божий» // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 5 (29). С. 27–31.
  33. Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Психология религии в университете: особенности преподавания // Стратегические ориентиры современного образования. Екатеринбург, 2020. С. 251–253.
  34. Янушкявичене О. Л. Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры // Христианство и педагогика: история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 113–120.

Данные об авторе

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.