/

Петряева Елена Елена Петряева; Мария Федоровская Николаевна

Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения


Петряева Е. Е., Мария Ф. Н. Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 40-49.

DOI: 10.15382/sturIV202163.40-49

Аннотация

Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная проблема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. В этой связи в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.

Ключевые слова

Московская электронная школа, МЭШ, домашнее задание, образовательные данные, дистанционное обучение, анализ данных

Список литературы

  1. Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021).
  2. Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  3. Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/poleznoznat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).
  4. Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020.
  5. Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021).
  6. Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021).
  7. Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  8. О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo.sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021).
  9. Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).
  10. Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https://egechita.ru/data/fi les/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
  12. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
  13. Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniyav-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).
  14. Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).
  15. Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/johnhattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).
  16. Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94–99.
  17. TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/news/198195486.html (дата обращения: 25.03.2021).

Данные об авторе

Петряева Елена Елена Петряева


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: директор центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-2817-135X;
Электронный адрес: petryaeva.elena@gmail.com.

Мария Федоровская Николаевна


Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: эксперт центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8274-1931;
Электронный адрес: masha19832@gmail.com.