Петряева Елена Елена Петряева; Мария Федоровская Николаевна
Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения
Ссылка на статью:
Петряева Е. Е.,
Мария Ф. Н.
Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 63. С. 40-49.
DOI:
10.15382/sturIV202163.40-49
Аннотация
Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная проблема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. В этой связи в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.
Ключевые слова
Московская электронная школа, МЭШ, домашнее задание, образовательные данные, дистанционное обучение, анализ данных
Список литературы
- Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021).
- Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
- Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/poleznoznat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).
- Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020.
- Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021).
- Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021).
- Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
- О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo.sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021).
- Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).
- Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https://egechita.ru/data/fi les/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
- Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniyav-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).
- Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).
- Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/johnhattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).
- Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94–99.
- TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/news/198195486.html (дата обращения: 25.03.2021).
Данные об авторе
Петряева Елена Елена Петряева
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: директор центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-2817-135X;
Электронный адрес: petryaeva.elena@gmail.com.
Мария Федоровская Николаевна
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: эксперт центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8274-1931;
Электронный адрес: masha19832@gmail.com.