Егоров Илья Владимирович; Тулуш Анастасия Васильевна
Взаимосвязь академической успешности и представлений студентов различных форм обучения о личности преподавателя вуза
Ссылка на статью:
Егоров И. В.,
Тулуш А. В.
Взаимосвязь академической успешности и представлений студентов различных форм обучения о личности преподавателя вуза // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 63. С. 97-113.
DOI:
10.15382/sturIV202163.97-113
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи восприятия студентами личностных особенностей преподавателя ВУЗа и академической успешности студентов очной и дистанционной форм обучения. В ходе теоретического анализа показаны достоинства и недостатки каждой формы обучения, с точки зрения причин, вызывающих снижение или повышение академической успешности обучения, а также перспективы использования каждой из форм обучения в высшем образовании в будущем. Среди наиболее распространенных причин снижения академической успешности студентов и очной и дистанционной формы обучения являются: организационные трудности; психологические трудности. Специфическими трудностями для студентов дистанционной формы обучения являются: проблемы «новичков» (низкая компьютерная грамотность); технические трудности (работа в разных программах); психологические трудности (отсутствие живого взаимодействия со всеми членами образовательного процесса, чувство одиночества). Целью исследования стало выявления взаимосвязи представлений студентов о личности преподавателя вуза и академической успеваемостью студентов дистанционной формы обучения в сравнении со студентами, обучающимися по очной форме обучения. Для достижения цели исследования авторы опирались на методологические подходы А. А. Бодалева, А. А. Реана, Я. Л. Коломинского о социально-перцептивной стороне общения в образовательном процессе. В эмпирической части исследования использовались методы: опросник Т. Лири, анализ учебной документации, методы описательной и индуктивной статистики, метод корреляционных плеяд. Результаты эмпирического исследования показали, статистически значимые, прямые взаимосвязи между академической успешностью студентов обеих форм обучения (очной и дистанционной) и авторитарными личностными особенностями преподавателя. Но, при этом, у студентов очной формы обучения обнаружена прямая связь между академической успеваемостью и эгоцентричностью, дистантностью и соперничеством преподавателя. А у студентов, дистанционной формы обучения, обнаружена статистически значимая связь между академической успешностью и недоверчиво-скептическим отношением преподавателя к другим людям в его чертах характера. Вместе с тем, у студентов очной формы обучения была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь академической успешности и зависимостью от других, готовностью прислушиваться к мнению окружающих.
Ключевые слова
очная форма обучения, дистанционная форма обучения, академическая успешность, представления студентов о преподавателе ВУЗа, личностные качества, реальный образ, корреляционный анализ
Список литературы
- Анциферова А. Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6). С. 144–147. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/3-6-rus (дата обращения: 30.06.2021).
- Ашырбекова А. С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 42–60.
- Бостанов Р. А., Гербеков Х. А., Халкечева И. Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. № 3. С. 365–370.
- Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, общ. ред. М., 2017.
- Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129–138. URL: http://scientifi c-notes.ru/#newnumber?id=13 (дата обращения: 30.06.2021).
- Гужва И. В., Побокин П. А. Образ преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 139–145. doi: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-139-145.
- Егоров И. В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
- Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31). С. 123–134.
- Лапшова А. В. Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 198–200.
- Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1. С. 99–105. doi: 10.46726/NOOS.2021.1.99-105.
- Переслегин С. Б., Королев А. А., Курашова С. А. Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 24–30.
- Рудых Л. Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы // Молодежный вестник ИрГТУ. Гуманитарные науки. 2020. Т. 10. № 2. С. 158–162.
- Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 1. С. 98–107.
- Eyong B. K., Schniederjans M. J. The role of personality in web-based distance education courses // Communications of the ACM. 2004. Vol. 47. Issue 3. P. 95–98.
Данные об авторе
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Тулуш Анастасия Васильевна
Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: НИУ “Московский институт электронной техники” (НИУ МИЭТ); Российская Федерация, 124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1;
ORCID: 0000-0001-5804-0193;
Электронный адрес: anastacia.tulush@yandex.ru.