/

Воронин Сергей Владимирович,

Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям


Воронин С. В. Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 131-147.

DOI: 10.15382/sturIV202163.131-147

Аннотация

В условиях современного общества не теряет актуальности проблема духовно-нравственного становления и развития молодежи. Безусловно, в процессе достижения этой цели важной задачей является воцерковление молодежи, приведение ее в лоно Церкви. Однако воцерковление молодежи невозможно без принятия ею основных ценностей православной веры. Одной из главных форм существования этих ценностей является христианская добродетель. В статье на основе анализа апостольских посланий и научной литературы по проблеме исследования проводится анализ основных христианских добродетелей. В эмпирической части работы исследуется отношение юношей и девушек с различными акцентуациями характера к основным христианским добродетелям. Отношение к добродетели рассматривается как своего рода эмоциональный компонент ее освоения, наряду с когнитивным (знание о ней) и поведенческим (стремление к ее освоению) компонентами. Этот эмоциональный компонент является промежуточным звеном в освоении добродетели. Именно он часто заключает в себе тот разрыв между знанием человека о различных добродетелях и желанием развития их в себе. Важно отметить, что понятие акцентуации в исследовании понимается в согласии с трактовкой Карла Леонгарда. При таком подходе акцентуация рассматривается как вариант нормы с некоторым усилением тех или иных черт, определяющих своеобразие, уникальность личности и в некоторой мере задающих вектор ее личностного и духовного роста. В процессе эмпирического исследования установлен целый ряд интересных закономерностей, касающихся отношения к христианским добродетелям у юношей и девушек с различными акцентуациями характера. В исследовании проанализированы результаты, полученные на выборке юношей и девушек отдельно, а также приведены данные сравнительного анализа результатов между указанными выборками.

Ключевые слова

акцентуация характера, черта, добродетель, духовно-нравственное развитие, отношение, личность, атрибут, норма

Список литературы

  1. Безруких О. В., прот. Классификация добродетелей // Материалы ХIII Международного форума: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2018. С. 62–64.
  2. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как веление времени // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 7–11.
  3. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как педагогическая проблема // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40–46.
  4. Гущина А. В. О «воспитании во мне добродетелей» // Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2017. С. 85–89.
  5. Дьяченко Григорий, прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 2007.
  6. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005.
  7. Лазутин Д. Христианские добродетели в свете учения святого апостола Павла // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. № 9. С. 85–124.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Литвина С. А., Богомаз С. А. Гендерные стереотипы молодежи в оценках значимости и выраженности личностных добродетелей человека // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: Категория социального в современной педагогике и психологии. 2015. С. 211–215.
  10. Литвина С. А., Богомаз С. А. Индивидуальные достоинства как предикторы удовлетворенности человека своей жизнью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 211–221.
  11. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 11. СПб., 1913.
  12. Марьина Л. П., Гришанина М. Ю. Феноменологические особенности акцентуаций характера: технология изучения // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XIX международной научно-практической конференции 2019. Т. 2. С. 45–48.
  13. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  14. Назаренко С., Леонова Л. А. Психология характера и христианское учение о добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2017. № 11. С. 336–362.
  15. Орлова А. А. Добродетель как качество личности // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследования. 2017. С. 581–593.
  16. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  18. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006.
  19. Фромм Э. Искусство любить. М., 2011.
  20. Шеховцова Л. Ф., Гришина Е. Н., Легостаева М. В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М., 2014.

Данные об авторе

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.