Современным трендом системы образования в мире является персонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду.Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов.Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.
цифровизация, цифровая трансформация дошкольного образования, цифровая грамотность воспитателя, цифровой детский сад, Smart City, экосистема, цифровые инструменты