/

Шнейдер Лидия Бернгардовна; Дятлова Екатерина Владимировна

Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе


Шнейдер Л. Б., Дятлова Е. В. Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 113-126.

DOI: 10.15382/sturIV202162.113-126

Аннотация

В настоящее время от каждого молодого специалиста ждут креативных проявлений личностно-профессионального потенциала. Предполагается, что его становление должно осуществляться в процессе высшего образования. Под «личностно-профессиональным потенциалом» в данной статье понимается целостное интегративное образование, основанное на согласованности личностных характеристик студентов и их учебно-профессиональной деятельности, при выраженном целеполагании обеспечивающее получение эффективного высшего образования. К его условиям и индикаторам могут быть отнесены содержательная учебно-профессиональная информированность и персональная осведомленность, желательный образ обучения и его осознание, оценка учебно-профессиональных достижений и самомониторинг, включенность в учебно-профессиональную реальность и самоорганизация, предвосхищение будущего и профессионально-ориентированные намерения, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью и эмоциональный настрой. По данным блокам составлена единая анкета, состоящая из пятидесяти вопросов, использованная для проведения эмпирического исследования. Всего в исследовании приняли участие 133 респондента, все — студенты московских вузов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональное самоопределение обучающихся слабо детерминировано установками на развитие личностно-профессионального потенциала и нуждается в психолого-педагогической фасилитации. Адресной мишенью личностно-профессионального потенциала может стать креативная установка при условии учебно-профессиональной включенности обучающегося в учебный процесс и образовательную среду вуза, а также — при наличии его самоорганизации — ориентации на саморазвитие и профессиональную самореализацию. При этом образовательная политика вуза должна быть направлена на оказание необходимой помощи студенту в раскрытии и реализации его личностно-профессионального потенциала, возможности его приложения и использования с высоким коэффициентом полезного действия.

Ключевые слова

обучающийся, преподаватель, личностно-профессиональное развитие, потенциал, креативная установка, фасилитация, профессиональное самоопределение

Список литературы

  1. Астапенко Е. В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования // Вестник Оренбургского государственного университета [Электронный ресурс]. 2016. № 3. URL: https://vestnik. osu.ru/doc/1226/article/8869/lang/0 (дата обращения: 11.09.2020).
  2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию XXI века. М., 1996.
  3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман, ред. М., 2009.
  4. Максименко Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 40–45.
  5. Слепцова А. Е., Баишева М. В. О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2018. С. 72–75.
  6. Ульянина О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–147.
  7. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
  8. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018.
  9. Шнейдер Л. Б., Якимович А. А. Личностно-профессиональные предпочтения и намерения обучающихся на этапе завершения бакалавриата // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 2 (34). С. 78–95.

Данные об авторе

Шнейдер Лидия Бернгардовна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lid-der@yandex.ru.

Дятлова Екатерина Владимировна


Место работы: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России» (Сеченовский Университет); Российская Федерация, 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 22, корп. 1, этаж 5–7;
Должность: ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0001-7682-2359;
Электронный адрес: DyatlovaEkat@yandex.ru.