/

Павленко Татьяна Андреевна; Кирсанова Вероника Геннадиевна

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности


Павленко Т. А., Кирсанова В. Г. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 127-141.

DOI: 10.15382/sturIV202162.127-141

Аннотация

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов. Цель исследования — определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями. Исследование проведено в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» с применением следующих методик: тест структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых, методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» (Б. С. Круглов), шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Выявлено, что наиболее сильные, значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — равенство, счастливая семья, с инструментальными ценностями — воспитанность, честность, терпимость. Чем больше выражены различные компоненты религиозности, тем в меньшей степени в качестве жизненной перспективы (терминальные ценности) выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации активной и деятельной жизни, тем в меньшей степени в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Такой компонент индивидуальной религиозности, как вера в творца и высшие силы, связан с формированием базового убеждения об осмысленности жизни. Базовое убеждение о благосклонности мира и убеждение в собственной ценности, способности управлять событиями проявляются тем сильнее, чем меньше человек религиозен. Особую значимость приобретает дальнейшее исследование ценностно-смысловой сферы будущих педагогов с различным отношением к религиозным конфессиям с целью определения степени влияния взглядов и верований педагогов на учащихся.

Ключевые слова

структура индивидуальной религиозности, терминальные ценности, инструментальные ценности, студенты педагогических специальностей, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира

Список литературы

  1. Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016.
  2. Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10–11.
  3. Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно психологические установки молодежи: гендерный аспект (на примере мусульман) // Психотехники и измененные состояния сознания: сб. материалов Второй научной конференции (12–14 декабря 2013). СПб., 2015. C. 244–253.
  4. Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234–243.
  5. Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107–120.
  6. Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. 2004. Т. 4. С. 274–284.
  7. Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62–67.
  8. Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57–72.
  9. Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375–389. doi: 10.32744/pse.2021.3.26.
  10. Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина, ред. М., 1989. С. 12–14.
  11. Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79–82.
  12. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.
  13. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
  14. Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997.
  15. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120–122.
  16. Павленко Т. А. Физический перфекционизм. Особенности проявления у студенческой молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5–6 апреля 2018 г. «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса». Известия Института педагогики и психологии образования МГПУ. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlenko-t-a-fi zicheskiy-perfekcioniz/ (дата обращения: 28.06.2021).
  17. Понимание и ценности (норма и патология). Монография. Екатеринбург, 2018.
  18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.
  19. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  21. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  22. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
  23. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44–61.
  24. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.

Данные об авторе

Павленко Татьяна Андреевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.

Кирсанова Вероника Геннадиевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.