Иванова Юлия Владимировна; Соколов Павел Валерьевич
Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»?
Ссылка на статью:
Иванова Ю. В.,
Соколов П. В.
Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»? // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 62. С. 11-28.
DOI:
10.15382/sturIV202162.11-28
Аннотация
Предметом анализа в статье стало отражение дисциплинарных практик ранненововременного французского города в школьных уставах и пособиях по «гражданскому вежеству» (civilité). Были рассмотрены пособия, разработанные для иезуитских школ, «малых школ», созданных Жаном-Батистом де ла Салем, и «братских школ» Шарля Демиа. Таким образом, нас интересовали прежде всего образовательные учреждения, принимавшие для обучения детей «третьего сословия» и деклассированных элементов. Изучение разных типов школ позволило выделить три альтернативных модели предписанного поведения ученика, как в школе, так и за ее пределами. Во всех трех случаях действия учеников, их перемещения в пространстве, режим говорения и молчания, взаимодействие друг с другом, с учителями и школьным руководством подвергались подробнейшей регламентации, однако смысл этой регламентации был различен. В иезуитских школах дисциплинирование сопровождалось поощрением самостоятельности и активности учеников, находившим выражение в изобилии интерактивных форм обучения, организации диспутов и инициативных кружков («академий») и т. д. Просветительская активность иезуитской школы распространялась и за пределы учебного заведения в форме публичных диспутов (actus), школьных драм и дискуссий об учебных предметах и способах стяжания благочестия, вести которые студенты призывались прямо на городских улицах. Задача «малых школ» была иной: не столько воспитать апостолов просвещения и христианской морали, сколько держать под контролем низшие слои общества. С этим был связан примат процесса над результатом и учебника над учителем в образовательной практике, особое внимание к усвоению учениками правил поведения (заучивание наизусть учебника по «гражданскому вежеству»), значительные ограничения, налагаемые на свободу говорения в классе, и широкое использование невербальных средств коммуникации. Наконец, третья модель, представленная «братскими школами» Демиа, была ориентирована в первую очередь на социализацию учеников, а также на ликвидацию городской преступности и пополнение рабочей силы для мануфактур, однако достигались эти цели посредством разного рода ролевых игр (создание из школьников «рыцарских орденов», миссионеров и т. д.), распространения контроля со стороны школы на родителей учеников и принятия на себя школой медицинских функций (организуемый школой врачебный уход за неимущими учениками).
Ключевые слова
«малые школы», «гражданское вежество», Шарль Демиа, Жан-Батист де ла Саль, ratio studiorum, социология города, Ричард Сеннет
Список литературы
- Визгин В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4. C. 116–126.
- Вишневский Ю. Р., Вишневский С. Ю. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 25–32.
- Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002.
- Aureli P. V. The Possibility of an Absolute Architecture. Cambridge, MA, 2011.
- Botero G. Delle cause della grandezza delle città // Id. Della ragione di Stato libri dieci… Milano, 1598.
- De la Salle J.-B. Conduite des écoles chrétiennes. Paris, 1838.
- De la Salle J.-B. Les règles de la bienséance chrétienne. Nancy, 1788.
- Embodiments of Power. Building Baroque Cities in Europe / G. B. Cohen and F. A. J. Szabo (eds.). N. Y.; Oxford, 2008.
- Faillon E.-M. Vie de M. Démia, instituteur des Soeurs de S. Charles. Lyon, 1829.
- Foucault and Education: Disciplines and Knowledge / S. J. Ball, ed. London, 1990.
- Franklin J. The Science of Conjecture: Evidence and Probability Before Pascal. Johns Hopkins University Press, 2001.
- Gay J.-P. Jesuit Probabilism and González’s Probabilism // Id. Jesuit Civil Wars. Theology, Politics and Government under Tirso González (1687–1705). N. Y., 2016. P. 56–80.
- Grendler P. F. Jesuit Schools and Universities in Europe 1548–1773. Leiden; Boston, 2019.
- Harms W. Wörter, Sachen und emblematische ‘Res’ im Orbis sensualium pictus des Comenius // Gedenkschrift für William Foerste / D. Hofmann, hrsg. Köln, 1970. S. 531–542.
- Hersley G. L. Architecture and Geometry in the Age of the Baroque. Chicago; L., 2000.
- Levy E. Propaganda and the Jesuit Baroque. Berkeley; Los Angeles, 2004.
- Performativity and Performance in Baroque Rome / P. Gillgren and M. Snickare (eds.). Burlington, 2012.
- Ratio atque institutio studiorum Societatis Iesu. Romae, 1606.
- Sale J. Pauperismo architettonico e architettura gesuitica. Dalla casa ad aula al Gesù di Roma. Milano, 2001.
- Salomoni D. Scuole, maestri e scolari nelle communità degli stati Gonzagheschi ed Estensi tra il tardo mediovo e la prima età moderna. Avignon, 2017.
- Théry A.-F. Histoire de l'éducation en France, depuis le cinquième siècle jusqu'à nos jours. P., 1861. Vol. II.
- Vincent G. L’École primaire française. Étude sociologique. Lyon, 1980.
- Wanner R. Claude Fleury (1640–1723) as an Educational Historiographer and Thinker. The Hague, 1975.
Данные об авторе
Иванова Юлия Владимировна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Кельнский университет; 50931, Германия, г. Кельн, ул. Вайерталь, 137; Независимый московский университет; Российская Федерация, 119034, г. Москва, Б. Левшинский пер., д. 17;
Должность: преподаватель Института славистики; координатор проектов в Лаборатории ненужных вещей;
ORCID: 0000-0002-6847-2595;
Электронный адрес: juliaivanova@list.ru.
Соколов Павел Валерьевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5817-2671;
Электронный адрес: alharizi12@gmail.com.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00535 «Образ города в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв.: от средневековых традиций к практикам Нового времени».