/

Иванова Юлия Владимировна; Соколов Павел Валерьевич

Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»?


Иванова Ю. В., Соколов П. В. Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 11-28.

DOI: 10.15382/sturIV202162.11-28

Аннотация

Предметом анализа в статье стало отражение дисциплинарных практик ранненововременного французского города в школьных уставах и пособиях по «гражданскому вежеству» (civilité). Были рассмотрены пособия, разработанные для иезуитских школ, «малых школ», созданных Жаном-Батистом де ла Салем, и «братских школ» Шарля Демиа. Таким образом, нас интересовали прежде всего образовательные учреждения, принимавшие для обучения детей «третьего сословия» и деклассированных элементов. Изучение разных типов школ позволило выделить три альтернативных модели предписанного поведения ученика, как в школе, так и за ее пределами. Во всех трех случаях действия учеников, их перемещения в пространстве, режим говорения и молчания, взаимодействие друг с другом, с учителями и школьным руководством подвергались подробнейшей регламентации, однако смысл этой регламентации был различен. В иезуитских школах дисциплинирование сопровождалось поощрением самостоятельности и активности учеников, находившим выражение в изобилии интерактивных форм обучения, организации диспутов и инициативных кружков («академий») и т. д. Просветительская активность иезуитской школы распространялась и за пределы учебного заведения в форме публичных диспутов (actus), школьных драм и дискуссий об учебных предметах и способах стяжания благочестия, вести которые студенты призывались прямо на городских улицах. Задача «малых школ» была иной: не столько воспитать апостолов просвещения и христианской морали, сколько держать под контролем низшие слои общества. С этим был связан примат процесса над результатом и учебника над учителем в образовательной практике, особое внимание к усвоению учениками правил поведения (заучивание наизусть учебника по «гражданскому вежеству»), значительные ограничения, налагаемые на свободу говорения в классе, и широкое использование невербальных средств коммуникации. Наконец, третья модель, представленная «братскими школами» Демиа, была ориентирована в первую очередь на социализацию учеников, а также на ликвидацию городской преступности и пополнение рабочей силы для мануфактур, однако достигались эти цели посредством разного рода ролевых игр (создание из школьников «рыцарских орденов», миссионеров и т. д.), распространения контроля со стороны школы на родителей учеников и принятия на себя школой медицинских функций (организуемый школой врачебный уход за неимущими учениками).

Ключевые слова

«малые школы», «гражданское вежество», Шарль Демиа, Жан-Батист де ла Саль, ratio studiorum, социология города, Ричард Сеннет

Список литературы

  1. Визгин В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4. C. 116–126.
  2. Вишневский Ю. Р., Вишневский С. Ю. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 25–32.
  3. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002.
  4. Aureli P. V. The Possibility of an Absolute Architecture. Cambridge, MA, 2011.
  5. Botero G. Delle cause della grandezza delle città // Id. Della ragione di Stato libri dieci… Milano, 1598.
  6. De la Salle J.-B. Conduite des écoles chrétiennes. Paris, 1838.
  7. De la Salle J.-B. Les règles de la bienséance chrétienne. Nancy, 1788.
  8. Embodiments of Power. Building Baroque Cities in Europe / G. B. Cohen and F. A. J. Szabo (eds.). N. Y.; Oxford, 2008.
  9. Faillon E.-M. Vie de M. Démia, instituteur des Soeurs de S. Charles. Lyon, 1829.
  10. Foucault and Education: Disciplines and Knowledge / S. J. Ball, ed. London, 1990.
  11. Franklin J. The Science of Conjecture: Evidence and Probability Before Pascal. Johns Hopkins University Press, 2001.
  12. Gay J.-P. Jesuit Probabilism and González’s Probabilism // Id. Jesuit Civil Wars. Theology, Politics and Government under Tirso González (1687–1705). N. Y., 2016. P. 56–80.
  13. Grendler P. F. Jesuit Schools and Universities in Europe 1548–1773. Leiden; Boston, 2019.
  14. Harms W. Wörter, Sachen und emblematische ‘Res’ im Orbis sensualium pictus des Comenius // Gedenkschrift für William Foerste / D. Hofmann, hrsg. Köln, 1970. S. 531–542.
  15. Hersley G. L. Architecture and Geometry in the Age of the Baroque. Chicago; L., 2000.
  16. Levy E. Propaganda and the Jesuit Baroque. Berkeley; Los Angeles, 2004.
  17. Performativity and Performance in Baroque Rome / P. Gillgren and M. Snickare (eds.). Burlington, 2012.
  18. Ratio atque institutio studiorum Societatis Iesu. Romae, 1606.
  19. Sale J. Pauperismo architettonico e architettura gesuitica. Dalla casa ad aula al Gesù di Roma. Milano, 2001.
  20. Salomoni D. Scuole, maestri e scolari nelle communità degli stati Gonzagheschi ed Estensi tra il tardo mediovo e la prima età moderna. Avignon, 2017.
  21. Théry A.-F. Histoire de l'éducation en France, depuis le cinquième siècle jusqu'à nos jours. P., 1861. Vol. II.
  22. Vincent G. L’École primaire française. Étude sociologique. Lyon, 1980.
  23. Wanner R. Claude Fleury (1640–1723) as an Educational Historiographer and Thinker. The Hague, 1975.

Данные об авторе

Иванова Юлия Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Кельнский университет; 50931, Германия, г. Кельн, ул. Вайерталь, 137; Независимый московский университет; Российская Федерация, 119034, г. Москва, Б. Левшинский пер., д. 17;
Должность: преподаватель Института славистики; координатор проектов в Лаборатории ненужных вещей;
ORCID: 0000-0002-6847-2595;
Электронный адрес: juliaivanova@list.ru.

Соколов Павел Валерьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5817-2671;
Электронный адрес: alharizi12@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00535 «Образ города в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв.: от средневековых традиций к практикам Нового времени».