/

Ромашина Екатерина Юрьевна

Город Солнца или город на Неве? Урбанистический дискурс в букваре И. Сверчкова


Ромашина Е. Ю. Город Солнца или город на Неве? Урбанистический дискурс в букваре И. Сверчкова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 60-71.

DOI: 10.15382/sturIV202162.60-71

Аннотация

В статье рассмотрен букварь «Пионер» И. Сверчкова с рисунками И. В. Симакова (издания 1924, 1925 г.). Выделены и проанализированы городские локации, присутствовавшие в данном учебнике. Продемонстрировано, что город в букваре Сверчкова обладал чертами и реального Ленинграда, с узнаваемыми домами, заводами и улицами; и мифическими локусами, не имевшими ничего общего с городом на Неве. Подчеркнуто, что все подобные «фантастические объекты» были ориентированы на идеологическую составляющую учебного пособия и представляли собой своеобразные «послания будущего» - чаемого, но еще не наступившего. Таким образом, урбанистический дискурс учебника совмещал настоящее и «идеальное» городское пространство, создавал эффект понимания Города как метафоры новой жизни, а не как социально-экономического явления или географического места. Такой город оказывался, скорее, сосредоточением смыслов, определенного рода мировоззренческой позицией, транслируемой взрослыми детям.Подробно проанализирован раздел «Улица», а также городские сюжеты в других главах пособия («Завод», «Школа», «Рабочая семья», «Детская организация»). Описана методика обучения грамоте, предложенная автором букваря: рассматривание рисунка, краткая беседа учителя с учениками; индивидуальное и хоровое чтение вслух; разбивка предложений на слова и слов на слоги; составление новых слов из букв подвижной азбуки; рисование предметов и списывание текста в тетрадь. В рекомендациях учителю автор провозглашал главной особенностью Букваря «идейную объединенность всего материала», помогающую ребенку «осознать окружающую его общественно-трудовую жизнь». Учебник был выстроен в соответствии с программами ГУСа, город в нем — одна из «комплексных тем».

Ключевые слова

учебник, букварь, история образования, город, урбанистический дискурс

Список литературы

  1. Безрогов В. Г. City images as presented in elementary schoolbooks in the mid-19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  2. Безрогов В. Г. Диалоги о школьном учебнике // The Times of Sсience — Время науки. 2020. № 2. С. 5–68.
  3. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Корф и Город: fi gura urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  5. Биллер Ф. С. За коллективный труд: Рабочая книга для деревенских общеобразовательных школ взрослых. Ростов-на-Дону, 1929.
  6. Дараган А. М. Азбука «Ёлка». СПб., 1845.
  7. И. В. Симаков: сб. ст. / Э. Голлербах, В. Сварог, М. Солоионов. Л., 1926.
  8. Макаревич Г. В., Безрогов В. Г. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х годов // Букварь — это молот! Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. М., 2011. С. 125–132.
  9. Мельникова Л. Один из первых // Художник. 1980. № 9. С. 42–64.
  10. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900-1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  11. Сверчков И. Букварь «Пионер». Л., 1924, 1925.

Данные об авторе

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.