Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.
азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие школьники
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.