/

Егорова Анастасия Юрьевна

«Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг.


Егорова А. Ю. «Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 72-81.

DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81

Аннотация

Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.

Ключевые слова

азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие школьники

Список литературы

  1. Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954.
  2. Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981.
  3. Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  5. Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955.
  6. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921.
  7. Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955.
  8. Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986.
  9. Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014.
  10. Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987.
  11. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942.
  12. Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981.
  13. Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925–1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80–89.
  14. Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954.

Данные об авторе

Егорова Анастасия Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125;
ORCID: 0000-0002-6036-1233;
Электронный адрес: anasego1994@mail.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.