/

Семенов Игорь Никитович

Философско-психологическая и организационно-преподавательская деятельность С. Л. Рубинштейна в академической науке и университетском образовании


Семенов И. Н. Философско-психологическая и организационно-преподавательская деятельность С. Л. Рубинштейна в академической науке и университетском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 119-144.

DOI: 10.15382/sturIV202161.119-144

Аннотация

В статье анализируется в институционально-персонологическом плане жизнетворчество и профессиональная деятельность лидера советской психологии середины ХХ в., директора Института психологии АПН РСФСР, создателя кафедры психологии Московского университета им. М. В. Ломоносова философа-психолога С. Л. Рубинштейна, 130-летний юбилей которого недавно отмечался научной общественностью. В социокультурном контексте интерпретируются новые грани его жизненного пути и впервые рефлексируется их причинное воздействие на его интеллектуальные поиски в философии, психологии и педагогике. Характеризуются основные периоды развития и расцвета научной, организационной, преподавательской и общественной деятельности С. Л. Рубинштейна, а также показано фундаментальное значение его личных достижений и основанной им научной школы для дальнейшего развития психологической науки и современного человекознания.

Ключевые слова

С. Л. Рубинштейн, философия, психология, персонология, педагогика, методология, деятельность, развитие, индивидуальность, мышление, рефлексия, психика, сознание, научное творчество, научные институты, научная школа, А. Н. Леонтьев, Б. Л. Пастернак, Б. М. Теплов, М. Г. Ярошевский

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Абульханова К. А., Петровский В. А., Семенов И. Н. и др. Психология индивидуальности: новые модели и подходы / Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.
  3. Абульханова К. А., Славская А. Н. Сергей Леонидович Рубинштейн: Детство. Юность. Молодость. М.; Воронеж: МОДЭК, 2009.
  4. Андреева Г. М., Ждан А. Н., Семенов И. Н. и др. Прогресс в психологии: критерии и признаки / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: ИП РАН, 2009.
  5. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 130–160.
  6. Басов М. Я. Развитие человека как активного деятеля в окружающей среде // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. С. 209–399.
  7. Брушлинский А. В. Философия и психология: С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 6–12.
  8. Брушлинский А. В., Тихомиров О. К. О тенденциях современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 10–16.
  9. Дюков В. М., Семенов И. Н., Шайхутдинова Р. В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для новой школы. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. 320 с.
  10. Кропоткин П. А. Труд ручной и умственный. Пг., 1919.
  11. Лекторский В. А. Немецкая философия и русская мысль: С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Философия и история философии. Актуальные проблемы. М.: Канон+, 2004. С. 365–381.
  12. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление психофизиологических функций после ранений. М., 1945.
  13. Маркелов Т. И. Личность как культурно-историческое явление. СПб., 1912. 240 с.
  14. Наторп П. Философия как основа педагогики / Предисл. Густава Шпета // Наторп П. Избранные работы (пер. с нем.) / Сост. В. А. Куренной. М.: Территория будущего, 2006.
  15. Некрасов П. А. Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности. М., 1902. 138 с.
  16. Пастернак Б. Л. Избранные соч. М., 2002. С. 483–484.
  17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2003.
  18. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальное исследование / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [1957]; Принципы и пути развития психологии [1959] // Избранные философско-психологические труды (Основы онтологии, логики и психологии). М.: Наука, 1997. С. 3–212; C. 214–425.
  20. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. № 1. С. 3–21; То же // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8–24.
  21. Рубинштейн С. Л. Научно-исследовательская работа кафедры психологии Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1939. Т. 18. С. 141–144. (Рец.: Смирнов А. А. // Советская педагогика. 1939. № 10. С. 129–135).
  22. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.
  23. Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Когена // Историко-философский ежегодник-92. М.: Наука, 1994. С. 230–259.
  24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [1940, 1946]. Т. 1, 2 / Отв. ред. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1989; То же: СПб.: Питер, 2002.
  25. Рубинштейн С. Л. Предисловие. Вопросы педагогической психологии // Труды научно-исследовательского ин-та психологии Акад. пед. наук / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М., 1945. С. 3–6.
  26. Рубинштейн С. Л. Предисловие редактора перевода // Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Харьков, 1923.
  27. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (Философские основы педагогики) // Ученые записки высшей школы Одессы. 1922. Т. 2. С. 148–154; Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–107; Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89–95.
  28. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Психология. Движение и деятельность. Ученые записки МГУ. Вып. 90 / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во МГУ, 1945. С. 6–23.
  29. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии восприятия (вместо предисловия) // Исследования по психологии восприятия / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. (Рец.: Теплов Б. М. // Советская книга. 1949. № 5. C. 103–107).
  30. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 5–11.
  31. Рубинштейн С. Л. Психология и проблема восстановления функций после ранения // Ученые записки МГУ. 1947. Т. 2. Вып. III / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. С. 5–8.
  32. Рубинштейн С. Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР. М.: Гос. центр. книжная палата РСФСР, 1930.
  33. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Вопросы психологии. 1957. № 3. С. 30–38; То же: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. С. 47–66.
  34. Рубинштейн С. Л. Физиология и психология в научной деятельности И. М. Сеченова // Физиологический журнал СССР. 1946. № 1. С. 149–156.
  35. Рубинштейн С. Л. Учение И. П. Павлова и некоторые проблемы перестройки психологии // Вопросы философии. 1952. № 3. С. 197–210.
  36. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова, авт. коммент. К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. С. 253–409; То же: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. 3-е изд. М.: Наука, 1997; 4-е изд. в кн.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.; СПб.: Питер, 2003. С. 281–426.
  37. Рубинштейн С. Л., Свадковский И. Ф., Раскина С. Л. Против педологических извращений в педагогике. Л.; М.: Учпедгиз, 1937.
  38. Семенов И. Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и дифференциальной психофизиологии выдающихся личностей в наследии Б. М. Теплова // Акмеология. 2016. № 4. С. 8–22.
  39. Семенов И. Н. Вехи, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой // Мир психологии. 2012. № 4. С. 262–275.
  40. Семенов И. Н. Взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед вызовом будущего. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 61–64.
  41. Семенов И. Н. Вклад А. Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 3–20.
  42. Семенов И. Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 5–6. С. 112–133.
  43. Семенов И. Н. Панорама развития философско-психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 106–116.
  44. Семенов И. Н. Первопроходческая роль Е. А. Будиловой в реализации исследовательских программ С. Л. Рубинштейна и методологические проблемы периодизации российской (дореволюционной/советской/постсоветской) психологии // Историческая преемственность в отечественной психологии (Серия: Методология, история и история психологии) / отв. ред. А. Л. Журавлев и др. М.: ИП РАН, 2019. С. 47–67.
  45. Семенов И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 3–28.
  46. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19–52.
  47. Семенов И. Н. С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 63–89.
  48. Семенов И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления: монография. Ногинск: Аналитика Родис, 2014.
  49. Семенов И. Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: К 100-летию советской психологии (1918—2018) // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 4–31.
  50. Семенов И. Н. Типология психологических школ Б. М. Теплова и рефлексивная персонология развития его одаренной личности // Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: Материалы межд. юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 87–101.
  51. Семенов И. Н. Типология экзистенциальных стратегий и исследовательских программ в творчестве С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 2020. № 2. С. 105–113.
  52. Семенов И. Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в Серебряном веке // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. С. 606–624.
  53. Семенов И. Н., Ларионова Л. И. Направления экстремальной психологии развития в период Великой Отечественной войны // Мир психологии. 2020. № 1. С. 237–256.
  54. Семенов И. Н., Ссорин Ю. А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 5–6. С. 7–46.
  55. Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 447 с. (Философия России второй половины XX века).
  56. Сироткина И. Е. Наука о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и западом вокруг работ М. М. Бахтина, Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 183–186.
  57. Теплов Б. М. Психологическая характеристика деятельности // Советская педагогика. 1944. № 11–12. С. 44–53.
  58. Теплов Б. М. Ум полководца [1945]. М., 1990.
  59. Форверг М. Индивидуализация личности // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: Наука, 1989. С. 176–191.
  60. Ярошевский М. Г. О развитии психологических взглядов И. М. Сеченова // И. М. Сеченов и материалистическая мысль / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 31–94.
  61. Mattshaus W. Sowjetische Psychologie des Denkens. Frankfurt а. M., 1988.
  62. Payne T. R. S. S. L. Rubinshtein and philosophical foundation of Soviet Psychology. Dordrecht. Holland, 1968.
  63. Rubinstein S. Eine Studie zum Problem der Metode. Marburg, 1914.
  64. Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles figures de l'activité humaine // Anthologie de textes choisis et edites par Nosulenko V. et Rabordel P. Toulouse; Paris: Octores de la Maison des Sciences de I'Homme, 2007.
  65. Semenov I. N. The psychology of reflexion in the scientifi c work of S. L. Rubinshtein // The Psychology J. 1989. № 4. P. 67–74.

Данные об авторе

Семенов Игорь Никитович


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученая степень: кандидат политических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, Москва, пер. Сверчкова, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5823-2918;
Электронный адрес: i_samenov@mail.ru.