/

Ромашина Екатерина Юрьевна

«Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах


Ромашина Е. Ю. «Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 71-81.

DOI: 10.15382/sturIV202161.71-81

Аннотация

В статье представлен обзорный анализ пособий для обучения грамоте с периода Поздней Античности до начала XX в. Анализ сфокусирован на теме «город», поскольку в этот период школьный учебник (и шире — учебный текст) представлял собой преимущественно городское явление: пособия для обучения грамоте сочинялись, иллюстрировались, изготавливались, распространялись в основном горожанами и для горожан. Однако репрезентация городского пространства в них в разные исторические эпохи решала разные дидактические задачи. Автор ищет ответ на вопрос, зачем город включался автором/составителем/художником в образовательный дискурс учебного пособия, какую фукнцию(и) в нем выполнял. Отправной точкой исследования послужило словосочетание «legibility of the cityscape» из классического труда Кевина Линча The Image of the City (1960), позволившее сформулировать проблему: что делает город «читаемым», понятным и знакомым ребенку пространством? В статье подробно рассмотрены пособия Яна Амоса Коменского, Карла Лаукхарда, К. Д. Ушинского, Е. Е. Соловьевой. Выделены и описаны функции и роли, которые город играл и играет в азбуках, букварях, книгах для чтения разных стран и эпох: единство пространства и социума, активная среда развития, воспитания и учения ребенка; «имя» одного из явлений широкого мира, «картинка», осваиваемая через называние ее составных частей; «проживаемое» окружение, включающее ребенка в бесчисленное множество специфических сюжетов городской жизни, отличной от сельского быта и занятий людей; символ, олицетворение какой-либо идеи — имперской, национальной, социально-экономической и проч., сцена важнейших исторических событий; city — превращение города в большой город, предполагающий формирование навыков ориентировки, особенно для неофита.

Ключевые слова

город, учебник, азбука, букварь, книга для чтения, Коменский, Ушинский, Соловьева

Список литературы

  1. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura Urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  2. Иоанна Амоса Комения Видимый мир на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. М., 1788.
  3. Иоанна Амоса Комения Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. [Москва], 1768.
  4. Коменский Я. А. Зрелище вселенныя: на фр., российском и немецком языках. СПб., 1793.
  5. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: книга для учащих. СПб., 1881.
  6. Линч К. Образ города. М., 1982.
  7. Петров М. К. Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 3. С. 97–111.
  8. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2019.
  9. Смирнов С. А. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития // Визуальная антропология. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. В. Новгород, 2020. С. 20–36.
  10. Смирнов С. А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΣΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 13–32.
  11. Соловьева Е. Е., Ционглинская Е. П. Развитие речи. М.; Пг., 1923. Вып. 1–4.
  12. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: fi gura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  13. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия: кн. для клас. чтения. СПб., 1861. Ч. 2.
  14. Bezrogov V. “Homo veste indutus duplici”, or Homogeneity in a Heterogeneous Context: Orbis sensualium pictus (1653–1703) // Heterogeneity and Educational Media / B. Aamotsbakken, E. Matthes, S. Schütze, eds. Bad Heilbrunnt, 2017. P. 113–120.
  15. Johannes Amos Comenius. Orbis sensualium pictus. Noribergae, 1658.
  16. Lauckhard C. F. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. Bd. 1. 1857.
  17. Lynch K. The image of the city. Cambridge, 1960.

Данные об авторе

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.