Ромашина Екатерина Юрьевна
«Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах
Ссылка на статью:
Ромашина Е. Ю.
«Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 61. С. 71-81.
DOI:
10.15382/sturIV202161.71-81
Аннотация
В статье представлен обзорный анализ пособий для обучения грамоте с периода Поздней Античности до начала XX в. Анализ сфокусирован на теме «город», поскольку в этот период школьный учебник (и шире — учебный текст) представлял собой преимущественно городское явление: пособия для обучения грамоте сочинялись, иллюстрировались, изготавливались, распространялись в основном горожанами и для горожан. Однако репрезентация городского пространства в них в разные исторические эпохи решала разные дидактические задачи. Автор ищет ответ на вопрос, зачем город включался автором/составителем/художником в образовательный дискурс учебного пособия, какую фукнцию(и) в нем выполнял. Отправной точкой исследования послужило словосочетание «legibility of the cityscape» из классического труда Кевина Линча The Image of the City (1960), позволившее сформулировать проблему: что делает город «читаемым», понятным и знакомым ребенку пространством? В статье подробно рассмотрены пособия Яна Амоса Коменского, Карла Лаукхарда, К. Д. Ушинского, Е. Е. Соловьевой. Выделены и описаны функции и роли, которые город играл и играет в азбуках, букварях, книгах для чтения разных стран и эпох: единство пространства и социума, активная среда развития, воспитания и учения ребенка; «имя» одного из явлений широкого мира, «картинка», осваиваемая через называние ее составных частей; «проживаемое» окружение, включающее ребенка в бесчисленное множество специфических сюжетов городской жизни, отличной от сельского быта и занятий людей; символ, олицетворение какой-либо идеи — имперской, национальной, социально-экономической и проч., сцена важнейших исторических событий; city — превращение города в большой город, предполагающий формирование навыков ориентировки, особенно для неофита.
Ключевые слова
город, учебник, азбука, букварь, книга для чтения, Коменский, Ушинский, Соловьева
Список литературы
- Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura Urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
- Иоанна Амоса Комения Видимый мир на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. М., 1788.
- Иоанна Амоса Комения Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. [Москва], 1768.
- Коменский Я. А. Зрелище вселенныя: на фр., российском и немецком языках. СПб., 1793.
- Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: книга для учащих. СПб., 1881.
- Линч К. Образ города. М., 1982.
- Петров М. К. Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 3. С. 97–111.
- Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2019.
- Смирнов С. А. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития // Визуальная антропология. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. В. Новгород, 2020. С. 20–36.
- Смирнов С. А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΣΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 13–32.
- Соловьева Е. Е., Ционглинская Е. П. Развитие речи. М.; Пг., 1923. Вып. 1–4.
- Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: fi gura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
- Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия: кн. для клас. чтения. СПб., 1861. Ч. 2.
- Bezrogov V. “Homo veste indutus duplici”, or Homogeneity in a Heterogeneous Context: Orbis sensualium pictus (1653–1703) // Heterogeneity and Educational Media / B. Aamotsbakken, E. Matthes, S. Schütze, eds. Bad Heilbrunnt, 2017. P. 113–120.
- Johannes Amos Comenius. Orbis sensualium pictus. Noribergae, 1658.
- Lauckhard C. F. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. Bd. 1. 1857.
- Lynch K. The image of the city. Cambridge, 1960.
Данные об авторе
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.