/

Янушкявичене Ольга Леонидовна; Смекалина Наталья Владимировна

Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников


Янушкявичене О. Л., Смекалина Н. В. Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 44-56.

DOI: 10.15382/sturIV202161.44-56

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния дистанционного обучения на развитие коммуникативных умений детей. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить, что большинство авторов связывают этот процесс с «общением», «пониманием другого», «невербальным взаимодействием», «диалогом» и «текстом». Так как при дистанционном обучении невербальные каналы взаимодействия практически не работают, было сделано предположение, что вырабатывание коммуникативных умений в этом случае осложняется. Также была выдвинута гипотеза о том, что эффективность коммуникации при дистанционном обучении может достигаться через работу с текстом, и проанализирована ситуация с пониманием смысла текста в современной школе. Было проведено экспериментальное исследование в виде опроса учителей и родителей детей. Результаты проведенного анкетирования позволили сделать некоторые выводы о взаимосвязи дистанционного обучения и развития коммуникативных умений учащихся: при дистанционном обучении теряется навык невербального общения (больше используется символика, например, смайлики); упрощается письменная и устная речь; больше используются аббревиатуры, мысль излагается простыми предложениями, становится меньше сложных речевых оборотов, упрощаются сравнения; теряются навыки письма, орфографии; умение выслушивать и уступать другим утрачивается; появляется зависимость от «лайков»; толерантность зависит от того дистанционного социума, в котором пребывает учащийся; снижаются навыки нахождения нужной информации из различных источников, кроме интернета; коллектив распадается на группы по интересам, которые иногда находятся в параллельном дистанционном пространстве; снижается уровень самоконтроля из-за отвлекающих «всплывающих ярких окон».

Ключевые слова

дистанционное обучение, коммуникативные умения, общение, понимание другого, невербальные взаимодействия, диалог, текст

Список литературы

  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособ. М., 2007.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М., 2008.
  3. Болотова А. К. Время и невербальные взаимодействия в коммуникативном диалоге (кросс-культурный аспект) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2019. Vol. 4. Issue 2. P. 48–55.
  4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  5. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 22–27.
  6. Гладченко В. Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). C. 84–85.
  7. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных умений учебных действий у младших школьников. Волгоград, 2013.
  8. Золотарев Д. А., Белико Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. 2 (1). T. 13. С. 215–220.
  9. Конюхов Д., Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80–87.
  10. Мкртчян М. А. Идеологические основы коллективного способа обучения // Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Красноярск, 2005.
  11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  12. Образование в Америке. URL: http://hellishamerica.ru/obrazovanie.html (дата обращения: 17.01.2021).
  13. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  14. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. СПб., 2017.
  15. Uhls Т. Y., Michikyan M., Morris J., Garcia D., Small G. W., Zgourou E., Greenfield P. M. Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues // Computers in Human Behavior. October 2014. Vol. 39. P. 387–392.

Данные об авторе

Янушкявичене Ольга Леонидовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.

Смекалина Наталья Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5483-4084;
Электронный адрес: festival-nata@mail.ru.