/

Куприянов Борис Викторович

Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки


Куприянов Б. В. Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 57-70.

DOI: 10.15382/sturIV202161.57-70

Аннотация

В статье обосновывается допустимость рассмотрения в качестве воспитательного со-бытия ребенка и взрослого специфических обстоятельств детской шалости. В результате исследований 2017–2020 гг. обозначены грани детской шалости: как разновидности детско-взрослого диалога, скрытой трансакции, драматургического социального действия, культурной практики, разрушающей ограничения повседневности, формы самоутверждения и способа преодоления ограничений и давления, как воспитательное со-бытие ребенка и взрослого, экспериментально-поисковое поведение ребенка по определению границ допустимого, сигнал о наличии у дошкольника проблемы, несогласия с существующим порядком вещей. Определены состав участников, основные фазы и воспитательный потенциал детской шалости. В заключении делается вывод о том, что перспективы использования детской шалости в воспитании дошкольников связаны с разработкой методического протокола педагогически целесообразного реагирования для работников дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова

социально-педагогическая антропология детства, воспитание дошкольников, общение взрослых и детей, поведение ребенка, междисциплинарные исследования детства

Список литературы

  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатногтипа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М., 1983.
  3. Асмолов А. Г. Николай Поддьяков как Льюис Кэрролл нашего времени, или Психология неопределенности мира детства: Предисловие к книге «Развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты». URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/psychology/16084-nikolay_poddyakov_kak_lyuis_kerroll_nashego_vremeni__ili__psihologiya_neopredelyonnosti_mira_detstva (дата обращения: 27.03.2021).
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х — 1970-х гг. Калуга, 2002.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. М., 2017.
  6. Берштейн А. А. Педагогика на кончиках пальцев: введение в специальность. СПб., 2012.
  7. Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А. и соавт. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях: монография. М., 2017.
  8. Дугин И. М., Луговой А. А. О противоречиях процесса нравственного воспитания в федеральных государственных общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 43–50.
  9. Калугина З. И. От среднего класса — к креативному // ЭКО. 2007. № 10 (400). С. 93–105.
  10. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  11. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  12. Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60–80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41–56.
  13. Куприянов Б. В., Лебедев Р. С., Смирнова И. Э. Теоретическая идентификация детской шалости в рамках конструкта «девиантное поведение» // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. материалов II Международной научно-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 365–374.
  14. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Подобин А. Е. и соавт. Организация досуговых мероприятий: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Б. В. Куприянов, ред. М., 2014.
  15. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 2013.
  17. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
  18. Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010.
  19. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. для студентов вузов. М., 2001.
  20. Николаи Ф. В., Хазина А. В. История эмоций и «аффективный поворот»: проблемы диалога // Диалог со временем. 2015. № 50. С. 97–115.
  21. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. СПб.; М., 2013.
  22. Рожков М. И., Набатова М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду. Ярославль, 2006.
  23. Сiткар В. I. Психологічні особливості виникнення і прояву дитячих пустощів: автореф. дис. … канд. псих. наук. Київ, 1996.
  24. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30–38.
  25. Савенков А. И., Савенкова Т. Д. Диагностика базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 3 (87). С. 39–44.
  26. Сидоркин А. М. Я-для-Тебя: критика диалога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международ. научно-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 29–39.
  27. Смирнова И. Э. «Не пойду в “музыкалку!”»: проделки и шалости учащихся музыкальной школы второй половины XX в. // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. Симферополь, 2019. С. 199–207.
  28. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20–29.
  29. Inkeles A. National character: a psycho-social perspective. New Brunswick; London, 2015.
  30. Kupriyanov B. V. The Adrenaline Rush of Children’s Pranks // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60. P. 238–256.

Данные об авторе

Куприянов Борис Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, г. Москва, Столярный переулок, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.

Благодарности

Посвящается Бэлле Нисоновне Русиной заведующей детским садом № 242 г. Саратова. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890. Выражаем благодарность организаторам конференции по вопросам социального развития дошкольников и лично А. Ш. Шахмановой за возможность представить результаты исследований, коллегам Р. С. Лебедеву и И. Э. Смирновой принимавших участие в разработке проблемы. Отдельная признательность А. Г. Асмолову горячо поддержавшему идею изучения детской шалости.