/

Логинова Марина Павловна

Философия американского образования: от истины до мнения


Логинова М. П. Философия американского образования: от истины до мнения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 22-36.

DOI: 10.15382/sturIV202160.22-36

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления американской системы образования с первых школ в Новом Свете до настоящего времени. Являясь неотъемлемой частью культуры любого общества, образование формирует духовный облик человека, его ценности и устремления. Автор анализирует некоторые особенности философии американского образования, его религиозные основы, берущие свое начало в христианской Европе. Создание в США учебных заведений в XVII–XVIII вв. носило прежде всего религиозный характер. Более того, именно образование американские просветители молодой республики считали краеугольным камнем зарождающейся культуры, поэтому колледжи, а позже университеты приняли на себя роль национальных духовных центров. Некоторые исследователи считали науку новой религией, а университет — новой церковью, обладающей способностью объединять людей на основе общих духовных ценностей. Если в первые американские колледжи XVII в. студенты приходили для познания истины, то в XIX в. в связи с развитием науки, появлением теории эволюции, а также техническими революциями неизменная и вневременная категория истины начинает замещаться изменяемыми и экспериментально доказанными научными истинами-фактами. В этот период обучения американские вузы ориентируются на выработку у учащихся умения рассуждать и доказывать свою точку зрения. Поэтому на следующем этапе развития национальной системы образования истины-факты начинают заменяться мнениями. В результате такого развития в учебных программах американских образовательных учреждений возникают курсы, отражающие сугубо утилитарные желания и интересы студентов-потребителей образовательной услуги: мнения становятся главным результатом образовательной деятельности, что ведет к «мельчанию» науки в целом и профанации знания как такового.

Ключевые слова

история американского высшего образования, философия образования, американские образовательные традиции, образовательные ценности, истина и истины, знания, мнения

Список литературы

  1. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  2. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2857/ОБРАЗОВАНИЕ (дата обращения: 01.05.2019).
  3. Ben-David J. American Higher Education. Directions Old and New. N. Y., 1972.
  4. Brubacher J. S. On the Philosophy of Higher Education. San Francisco, 1982.
  5. Butler N. M. The American as he is. N. Y., 1908.
  6. Counts G. S. Education and American Civilization. N. Y., 1952.
  7. Cubberley E. P. The History of Education: Educational Practice and Progress Considered as a Phase of the Development and Spread of Western Civilization. Boston; New York, 1920.
  8. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения: 07.05.2019).
  9. Finn C. E., Jr., Ravitch Diane, Roberts P. H. (eds). Challenges to the humanities. N. Y.; London, 1985.
  10. General Education in a Free Society. Report of the Harvard Committee. With an Introduction by James Bryant Conant. Cambridge, Massachusetts, 1945.
  11. Herbst J. From Crisis to Crisis. American College Government. 1636–1819. Cambridge, MA and London, England, 1982.
  12. Jordan D. S. The Voice of the Scholar. With Other Addresses on the Problems of Education. San Francisco, 1903.
  13. Lippman W. The University // New Republic. 1996. Vol. 154. P. 17–20.
  14. Pusey N. M. The Age of the Scholar; Observations on Education in a Troubled Decade. Cambridge, Mass., 1963.
  15. Reuben J. A. The Making of the Modern University. Intellectual Transformation and the Marginalization of Morality. Chicago and London, 1996.
  16. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. N. Y., 1938.
  17. Rudolph F. American College and University: A History, University of Georgia Press, 1991. URL: ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3039001 (дата обращения: 25.04.2019).
  18. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  19. Smith M. And Madly Teach. A Layman Looks at Public School Education. Chicago, Illinois, 1949.
  20. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore and London, 2004.
  21. Tocqueville A. De. Letters from America. Edited, translated, and with an introduction by Frederick Brown. New Haven; London, 2010.
  22. Touraine A. The Academic System in American Society. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1974.
  23. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. P. 409–424. History of Education Society. URL: http://www.jstor.org/stable/367723. (дата обращения: 07.07.2016) doi: 10.2307/367723.
  24. Zmirak J. (ed) Choosing the Right College: The Whole Truth about America's Top Schools. ISI Books, 2000. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3316191 (дата обращения: 03.11.2019).
  25. Zoch P. A. Doomed to Fail. The Built-in Defects of American Education. Chicago, 2004.

Данные об авторе

Логинова Марина Павловна


Место работы: Бейтс колледж; США, Мэн, г. Льюистон, улица Эндрю, 2, 04240;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.