Демакова Ирина Дмитриевна; Попова Ирина Ирина Николаевна Попова
Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике
Ссылка на статью:
Демакова И. Д.,
Попова И. И.
Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 60. С. 37-48.
DOI:
10.15382/sturIV202160.37-48
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме методологии в сфере научно-педагогических исследований: анализу предпосылок оформления гуманитарной экспертизы как метода научного познания в педагогике. Акцент делается на обосновании роли, назначения и инструментального обеспечения гуманитарной экспертизы в образовании. Гипотетически выделяются и рассматриваются три наиболее значимых в педагогике фундаментальных метода, позволяющих определить научные основания метода гуманитарной экспертизы и его инструментальной части применения в педагогических исследованиях. К ним относятся педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия и педагогическая герменевтика. Представленное исследование отражает содержание опыта и выводы отечественных ученых, обратившихся к методу гуманитарной экспертизы с целью определить риски апробации и внедрения новых технологий в жизнь человека. Подчеркивается особое назначение гуманитарной экспертизы в обеспечении этического измерения в процессе оценки рисков, связанных с современными инновационными проектами. В исследовании поднимается проблема формирования экспертной позиции педагога, ориентированного на применение метода гуманитарной экспертизы в практике педагогической деятельности непосредственно в условиях работы с детьми. Статья носит обзорный аналитический характер и формирует представление о направлениях научных исследований, в которых метод гуманитарной экспертизы представляется в качестве предмета исследовательской деятельности. На основе проведенного исследования вносится существенное уточнение в понимание гуманитарной экспертизы в образовании как метода исследования синергичного по своей сути и направленного на анализ гуманитарного потенциала процесса и результатов, полученных в ситуации внедрения педагогических инноваций посредством применения образовательных технологий, а также в условиях внедрения новаторских педагогических моделей и систем.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность, гуманитарная экспертиза, отечественная педагогика, педагогические исследования, методы педагогических исследований, метод гуманитарной экспертизы, педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия, педагогическая герменевтика
Список литературы
- Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76–87.
- Белова С. В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 1 (13). С. 34–41.
- Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб., 2003.
- Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1993.
- Брызгалина Е. В., Аласания К. Ю., Садовничий В. А., Миронов В. В., Гавриленко С. М., Вархотов Т. А., Шкомова Е. М., Набиулина Е. А. Социально-гуманитарная экспертиза функционирования национальных депозитариев биоматериалов // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 18–21.
- Воронин А. А. Контуры гуманитарной экспертизы // Человек. 2014. № 1. С. 81–92.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. Глава XVIII. Основные формы изучения личности ребенка. М., 1999. URL: http://a-mov.ru/books/vygotskij -pedagogicheskajapsihologija/116.html (дата обращения: 10.06.2020).
- Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М., 2013.
- Климова С. М. Гуманитарная экспертиза и экспертное сообщество: постановка проблемы // Философские науки. 2017. № 4. С. 68–80.
- Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45358_full.shtml [Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности — Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ] (дата обращения: 12.06.2020).
- Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. 1991. № 1. С. 86–93.
- Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; В. А. Луков, общ. ред. М., 2006. С. 214–237.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Данные об авторе
Демакова Ирина Дмитриевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: заведующая кафедрой психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-0861-2453;
Электронный адрес: kpndp@yandex.ru.
Попова Ирина Ирина Николаевна Попова
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС; Российская Федерация, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popova-in@ranepa.ru.
Благодарности
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 20-013-00184.