/

Пантелева Татьяна Владимировна

Проблемы музыкального обучения в высших образовательных организациях Русской Православной Церкви и пути их решения (на примере духовных академий и семинарий)


Пантелева Т. В. Проблемы музыкального обучения в высших образовательных организациях Русской Православной Церкви и пути их решения (на примере духовных академий и семинарий) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 49-62.

DOI: 10.15382/sturIV202160.49-62

Аннотация

Современные тенденции снижения общей музыкальной культуры неизбежно отражаются на уровне музыкальных умений и навыков абитуриентов высших духовных образовательных организаций Русской Православной Церкви, что создает определенную сложность в их музыкальном обучении. Вместе с тем, владение необходимыми компетенциями в области музыкальной науки есть насущная потребность в профессиональной деятельности выпускников. В настоящее время в семинариях и академиях единственной учебной дисциплиной, с помощью которой осуществляется музыкальное образование будущего духовенства, является «Церковное пение». Данный курс, среди других дисциплин образовательного цикла, выделяется своей спецификой, выражающейся в особенностях аудиторной и самостоятельной работы студентов, в материальнотехническом обеспечении, способах и методах обучения. В статье предпринят анализ существующих проблем в изучении церковного пения; освещаются факторы, отрицательно влияющие на учебный процесс; анализируются различные практики обучения пению; рассматривается вопрос о создании необходимых условий для получения качественного музыкального образования; предлагается ряд мер, способствующих улучшению музыкально-певческого уровня студентов высших духовных школ. Среди возможных путей решения большинства проблем в обучении на первый план выдвигаются: формирование малых групп по уровню музыкальной подготовки; предоставление большей возможности всем обучающимся параллельно закреплять результаты на практике (контекстное обучение); разработка специальных методик по самообучению пению и освоению церковных песнопений, а также эффективных учебников и учебных пособий по дисциплине; введение в учебный план предмета по постановке голоса; увеличение количества часов на аудиторные и самостоятельные занятия; активное использование инновационных технологий и интерактивных средств и др. Положительной динамикой следует признать практику введения дистанционных образовательных технологий на заочных отделениях православных вузов, а также создание и апробацию авторских электронных курсов, что стало одним из результативных способов обучения студентов, в том числе и в области музыкального образования.

Ключевые слова

музыкальное образование священнослужителей, церковное пение, специфика и проблемы обучения, меры повышения эффективности музыкального образования, Московская духовная академия, практика обучения пению, дистанционные образовательные технологии

Список литературы

  1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика: учеб. для высших учебных заведений. СПб., 2006.
  2. Богданов Е., Лебедев И. Пособие к церковному чтению. М., 1891.
  3. Глебов Н. Ф. Несколько слов об изучении церковного пения в духовных училищах // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 86–93.
  4. ГОСТ Р ИСО 3382-2-2013: Акустика. Измерение акустических параметров помещений. Ч. 2. Время реверберации обычных помещений. М., 2014.
  5. Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 г.) // Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072994.html (дата обращения: 18.02.2020).
  6. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
  7. Макарий (Веретенников), архим. Регентская школа при Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2007.
  8. Морозов В. П. Интервью с Дмитрием Хворостовским о технике пения 09.05.2009 // Мир искусства резонансного пения. URL: http://vmorozov.ru/content/view/70/1/ (дата обращения: 08.03.2020).
  9. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.
  10. Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий: Вып. НП 2.0.1–82. Лекционные аудитории учебных заведений. М., 1987.
  11. Одоевский В. Ф. Мнение кн. Одоевского по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 66–78.
  12. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / С. С. Калинин, сост. М., 1998.
  13. Пантелеева Т. В. Ближе, чем думаешь… (О посещении духовных школ Армянской Апостольской Церкви) // Встреча: Студенческий православный журнал Московской духовной академии. [Сергиев Посад], 2015. № 1 (35). С. 32–35.
  14. Пантелеева Т. В. Опыт репетиционной работы с непрофессиональным хоровым коллективом: На примере хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М., 2017. № 1 (78). С. 249–274.
  15. Полоцкая Е. Е. О причинах создания, особенностях и судьбе «Краткого учебника гармонии» П. И. Чайковского. URL: https://web.archive.org/web/20150220164330/http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Polotskaya.pdf (дата обращения: 23.05.2020).
  16. Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования / Н. Г. Денисов, Н. А. Филатов, сост. СПб., 2017.
  17. Самарин П. Д. Желательно ли и возможно ли дальнейшее существование Общества любителей церковного пения? // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 293–316.
  18. Стулова Г. П. Подготовка регентов в России: прошлое и современность: учеб. пособ. СПб., 2016.
  19. Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Сергиев Посад, 2005.
  20. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. Киев, 1956.

Данные об авторе

Пантелева Татьяна Владимировна


Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская обл., Сергиев Посад, Московская духовная академия;
ORCID: 0000-0001-8382-9620;
Электронный адрес: pantavum@yandex.ru.