Ромашина Екатерина Юрьевна
Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг.
Ссылка на статью:
Ромашина Е. Ю.
Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2021.
Вып. 60. С. 97-118.
DOI:
10.15382/sturIV202160.97-118
Аннотация
В статье представлены результаты анализа российских азбук, букварей, книг для чтения 1900–1925 гг. Рассмотрены презентации в учебных пособиях пространства, окружающего ребенка, аранжированного для него взрослыми в дидактической литературе. На рубеже XIX и XX вв. мир стремительно менялся: рост городов, увеличение числа их жителей, формирование особого урбанистического дискурса, — все эти процессы затронули страны Европы, США, Россию. Этот процесс нашел свое отражение на страницах книг для первоначального обучения грамоте. Чаще других в них были репрезентированы следующие характеристики города: количество и этажность домов, длинные и широкие мощеные улицы, городское освещение, новые средства передвижения (автомобиль, трамвай, велосипед). Реже: большое количество людей, их сугубо городские занятия и профессии; торговля, совершение покупок на рынке/базаре; работа на фабрике/заводе. Единичными оказались упоминания города как центра управления, политики и идеологии, места образования и культуры. Эти последние признаки были приписаны авторами азбук и букварей почти исключительно столичным городам — Москве и Санкт-Петербургу.Названные характеристики города были реализованы авторами как в текстах, так и в иллюстративных материалах пособий. Визуальный и текстуальный нарративы не совпадали полностью, но дополняли и поясняли друг друга. Изображения помогали сравнить город с деревней, замечать отличия, видеть общее и особенное, что позволяло учителю выстраивать работу по формированию у ребенка целостных представлений о городе как сложном социальном и культурном явлении.
Ключевые слова
учебник, азбука, букварь, текст, иллюстрация, город, образовательное пространство, урбанистический дискурс
Список литературы
- Апин К. Русская азбука и первая, после азбуки, книга для чтения, составленная по натуральному (разговорному) методу для инородцев. Рига, 1903.
- Афанасьев П. О. Читай, пиши, считай. М.; Л.,1924.
- Баранов А. Г. Наше родное: Книга для классного чтения в сельских начальных училищах. М., 1909.
- Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. От двенадцати в «Детском мире» К. Д. Ушинского к тридцати пяти в «Нашем друге» Н. А. Корфа: разговор русского барона с немецкими учителями // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 84–107.
- Богораз-Тан В. Г. Букварь для северных народностей. М., 1927.
- Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920.
- Голант Е. Я. Букварь крестьянина. Пг., 1922.
- Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001.
- Данненберг А. Р. Русская азбука или первоначальный учебник грамоты и правописания. М., 1907.
- Дудышкина А. В. Я могу читать! СПб., 1908.
- Зеленый шум. Хрестоматия для трудовой школы: первый год. М.; Пг., 1923.
- Казмин-Вьюгов Н. Урожай. Букварь для обучения чтению и письму. Пг., 1918.
- Криж В. О. Азбука для сельских школ. М., 1904.
- Лебедев В. Ученье — свет: Первая после букваря книга. М., 1908.
- Мироносицкий П. П. Словечко. Книжка для обучения грамоте с методическими указаниями для учителя. Иркутск, 1922.
- Новая деревня. Книга для чтения в 1 гр. сельской школы. М.; Л., 1925.
- Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
- Соловьева Е. Е. Русская грамота: Азбука и чтение после азбуки. СПб., 1905.
- Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
- Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
- Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
- Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
- Bezrogov V. City images as presented in elementary schoolbooks in the middle of the 19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
- Education, Space and Urban Planning. Education as a Component of the City / Million Angela, Heinrich Anna Juliane, Coelen Thomas (eds.). Berlin, 2017.
- Elson Ruth Miller. Guardians Tradition. American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln, 1966.
- European Urban History. London, 1993.
- Ford Derek. Education and the Prodacion of Space. Political Pedagogy, Geography, and Urban Revolution. New York and London, 2017.
- Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT, 1960.
- Reinhard J. Die Verbreitung von Schulen in Franken und in der Kuroberpfalz zwischen 1250 und 1520 unter historisch-geographischer Fragestellung // Bildungs- und schulgeschichtliche Studien zu Spätmittelalter, Reformation und konfessionellem Zeitalter / Dickerhof Harald [Hrsg]. Wiesbaden, 1994. S. 117–128.
- Reinhard J. Spätmittelalterliche Schullandschaften in Franken und in Bayern 1250–1520: ein Vergleich anhand ausgewählter Perspektiven und Beispiele // Schullandschaften in Altbayern, Franken und Schwaben: Untersuchungen zur Ausbreitung und Typologie des Bildungswesens in Spätmittelalter und Früher Neuzeit / Flachenecker Helmut [Hrsg.]. München, 2005. S. 157–182.
- World Urbanization Prospects: The 2005 Revision. Population Division of the Department of Economic and Social Aff airs of the United Nations Secretariat // Department of Economic and Social Aff airs Population Division. URL: https://www.webcitation.org/616JzmmHE (дата обращения: 25.12.2020).
Данные об авторе
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.