/

Ромашина Екатерина Юрьевна

Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг.


Ромашина Е. Ю. Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 97-118.

DOI: 10.15382/sturIV202160.97-118

Аннотация

В статье представлены результаты анализа российских азбук, букварей, книг для чтения 1900–1925 гг. Рассмотрены презентации в учебных пособиях пространства, окружающего ребенка, аранжированного для него взрослыми в дидактической литературе. На рубеже XIX и XX вв. мир стремительно менялся: рост городов, увеличение числа их жителей, формирование особого урбанистического дискурса, — все эти процессы затронули страны Европы, США, Россию. Этот процесс нашел свое отражение на страницах книг для первоначального обучения грамоте. Чаще других в них были репрезентированы следующие характеристики города: количество и этажность домов, длинные и широкие мощеные улицы, городское освещение, новые средства передвижения (автомобиль, трамвай, велосипед). Реже: большое количество людей, их сугубо городские занятия и профессии; торговля, совершение покупок на рынке/базаре; работа на фабрике/заводе. Единичными оказались упоминания города как центра управления, политики и идеологии, места образования и культуры. Эти последние признаки были приписаны авторами азбук и букварей почти исключительно столичным городам — Москве и Санкт-Петербургу.Названные характеристики города были реализованы авторами как в текстах, так и в иллюстративных материалах пособий. Визуальный и текстуальный нарративы не совпадали полностью, но дополняли и поясняли друг друга. Изображения помогали сравнить город с деревней, замечать отличия, видеть общее и особенное, что позволяло учителю выстраивать работу по формированию у ребенка целостных представлений о городе как сложном социальном и культурном явлении.

Ключевые слова

учебник, азбука, букварь, текст, иллюстрация, город, образовательное пространство, урбанистический дискурс

Список литературы

  1. Апин К. Русская азбука и первая, после азбуки, книга для чтения, составленная по натуральному (разговорному) методу для инородцев. Рига, 1903.
  2. Афанасьев П. О. Читай, пиши, считай. М.; Л.,1924.
  3. Баранов А. Г. Наше родное: Книга для классного чтения в сельских начальных училищах. М., 1909.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. От двенадцати в «Детском мире» К. Д. Ушинского к тридцати пяти в «Нашем друге» Н. А. Корфа: разговор русского барона с немецкими учителями // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 84–107.
  5. Богораз-Тан В. Г. Букварь для северных народностей. М., 1927.
  6. Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920.
  7. Голант Е. Я. Букварь крестьянина. Пг., 1922.
  8. Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001.
  9. Данненберг А. Р. Русская азбука или первоначальный учебник грамоты и правописания. М., 1907.
  10. Дудышкина А. В. Я могу читать! СПб., 1908.
  11. Зеленый шум. Хрестоматия для трудовой школы: первый год. М.; Пг., 1923.
  12. Казмин-Вьюгов Н. Урожай. Букварь для обучения чтению и письму. Пг., 1918.
  13. Криж В. О. Азбука для сельских школ. М., 1904.
  14. Лебедев В. Ученье — свет: Первая после букваря книга. М., 1908.
  15. Мироносицкий П. П. Словечко. Книжка для обучения грамоте с методическими указаниями для учителя. Иркутск, 1922.
  16. Новая деревня. Книга для чтения в 1 гр. сельской школы. М.; Л., 1925.
  17. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  18. Соловьева Е. Е. Русская грамота: Азбука и чтение после азбуки. СПб., 1905.
  19. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  20. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  21. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  22. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  23. Bezrogov V. City images as presented in elementary schoolbooks in the middle of the 19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  24. Education, Space and Urban Planning. Education as a Component of the City / Million Angela, Heinrich Anna Juliane, Coelen Thomas (eds.). Berlin, 2017.
  25. Elson Ruth Miller. Guardians Tradition. American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln, 1966.
  26. European Urban History. London, 1993.
  27. Ford Derek. Education and the Prodacion of Space. Political Pedagogy, Geography, and Urban Revolution. New York and London, 2017.
  28. Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT, 1960.
  29. Reinhard J. Die Verbreitung von Schulen in Franken und in der Kuroberpfalz zwischen 1250 und 1520 unter historisch-geographischer Fragestellung // Bildungs- und schulgeschichtliche Studien zu Spätmittelalter, Reformation und konfessionellem Zeitalter / Dickerhof Harald [Hrsg]. Wiesbaden, 1994. S. 117–128.
  30. Reinhard J. Spätmittelalterliche Schullandschaften in Franken und in Bayern 1250–1520: ein Vergleich anhand ausgewählter Perspektiven und Beispiele // Schullandschaften in Altbayern, Franken und Schwaben: Untersuchungen zur Ausbreitung und Typologie des Bildungswesens in Spätmittelalter und Früher Neuzeit / Flachenecker Helmut [Hrsg.]. München, 2005. S. 157–182.
  31. World Urbanization Prospects: The 2005 Revision. Population Division of the Department of Economic and Social Aff airs of the United Nations Secretariat // Department of Economic and Social Aff airs Population Division. URL: https://www.webcitation.org/616JzmmHE (дата обращения: 25.12.2020).

Данные об авторе

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.