В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, — принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педагогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностносмысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).
православие, традиционные ценности, воспитание, воспитательное взаимодействие, принцип воспитания, студенческая молодежь, гуманитарная педагогическая парадигма, диалог
- Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
- Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004.
- Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.
- Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.
- Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.
- Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11–17.
- Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.
- Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9–21.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://council.gov.ru/media/fi les/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
- Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).
- Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.
Соловцова Ирина Афанасьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.
Аврамов Владимир Владимирович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7889-3476;
Электронный адрес: vlademiras@yandex.ru.
Патрин Вячеслав Геннадьевич, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-6376-5076;
Электронный адрес: patrin.viacheslav@gmail.com.