/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :60

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в сфере религиозного и государственно-муниципального образования в период 1990-2015 гг.

Склярова Т. В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в сфере религиозного и государственно-муниципального образования в период 1990-2015 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 11-21

DOI: 10.15382/sturIV202160.11-21
Охарактеризован генезис процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений Русской Православной Церкви в области образования в период с 1990 по 2015 г. Восстановление образовательной деятельности крупнейшей религиозной организации в постсоветской России рассмотрено в совокупности трех направлений — собственно религиозного образования, учреждаемого и реализуемого церковными институциями, а также их взаимодействия с государственными и муниципальными образовательными системами и учреждениями. Использование методов лонгитюдного включенного наблюдения, анализа официальных документов, метода «устная история», метода исторической реконструкции, применяемого в гуманитарных исследованиях, было нацелено на проверку гипотезы о специфике развития образовательной деятельности РПЦ. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы. Образовательная деятельность РПЦ в исследуемый период была обусловлена стилем руководства правящего Патриарха, что определило два этапа ее изучения — с 1990 по 2008 г. и с 2009 по 2015 г. Религиозное образование РПЦ с 1990 по 2008 г. организовывалось и реализовывалось преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровнях руководства имеющиеся опыты преимущественно поддерживались, реже не поддерживались по причинам их несоответствия представлениям о традициях православного образования; с 2009 по 2015 г. организация религиозного образования РПЦ получила свое развитие в направлении от общецерковного к епархиальному и далее к приходскому уровню руководства. Образовательные инициативы РПЦ с 1990 по 2008 г. осуществлялись преимущественно на приходском уровне, на епархиальном и общецерковном уровне образовательные инициативы РПЦ в это время были обращены к служащим системы государственного и муниципального управления; с 2009 по 2015 г. образовательные инициативы РПЦ общецерковного и епархиального уровней преобладали над приходскими, что нашло отражение в создании пакета общецерковных документов, регламентирующих образовательную деятельность РПЦ. Организационно-педагогические условия реализации образования в 1990–2008 гг. характеризуются стратегиями «реконструкции» прежних опытов православного образования, в 2009–2015 гг. к ним добавляются стратегии «государственного» регулирования системой образования, выраженные в организации процессов разработки образовательных стандартов, общецерковного издания учебной литературы, церковного лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и программ. Выработка и принятие административно-управленческих решений в 1990–2008 гг. осуществлялись в процессе взаимодействия церковной и государственно-муниципальных систем управления, в 2009–2015 гг. в администрировании образовательной деятельности РПЦ доминировали решения, принятые в процессе взаимодействия общецерковной и государственной систем управления образованием.
Религиозное образование, государственно-муниципальное образование, история образования, образовательные инициативы, образовательная деятельность РПЦ
  1. Андрея Фурсенко освистали в Кремле. Церковнослужители обвинили министра в безбожии. URL: https://www.kommersant.ru/doc/645044 (дата обращения: 14.12.2020).
  2. Воробьев В., прот. Вступительное слово на открытии конференции «Проблемы развития религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 7–19.
  3. Документы по вопросам религиозного образования и катехизации. URL: https://pravobraz.ru/dokumenty/ (дата обращения: 14.12.2020).
  4. Знакомьтесь, гимназия «Радонеж»! URL: http://gymnasia-radonezh.ru/about/ (дата обращения: 14.12.2020).
  5. Знаменская гимназия. О гимназии. URL: http://znamgimn.ru/ (дата обращения: 14.12.2020).
  6. Негосударственное образовательное частное учреждение средняя общеобразовательная школа «Живоносный Источник». История учреждения. URL: https://zchivonosniyistochnik.mskobr.ru/info_add/history/ (дата обращения: 14.12.2020).
  7. Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Общая информация. URL: http://www.doctorantura.ru/o-nas/common (дата обращения: 14.12.2020).
  8. Общие сведения о Синодальном ОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 14.12.2020).
  9. Под шифром 26.00.01. ВАК приняла под свое крыло новую специальность — теологию // Российская газета. № 230 (6801) от 12.10.2015. URL: https://rg.ru/2015/10/13/teologiya.html (дата обращения: 14.12.2020).
  10. Православная классическая гимназия Иоанна Богослова. История. URL: https://orthoschool.ru/company/history/ (дата обращения: 14.12.2020).
  11. Православная Свято-Петровская школа — традиционная гимназия. История школы. URL: http://tgym.ru/istoriya#razdel2 (дата обращения: 14.12.2020).
  12. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Об университете. URL: https://pstgu.ru/history/ (дата обращения: 14.12.2020).
  13. Резолюция конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/342017.html (дата обращения: 14.12.2020).
  14. Российский православный университет. История. URL: https://rpu-rf.ru/index.php/informatsiya/istoriya.html (дата обращения: 14.12.2020).
  15. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-013-00228.
Логинова Марина Павловна

Философия американского образования: от истины до мнения

Логинова М. П. Философия американского образования: от истины до мнения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 22-36

DOI: 10.15382/sturIV202160.22-36
В статье рассматривается процесс становления американской системы образования с первых школ в Новом Свете до настоящего времени. Являясь неотъемлемой частью культуры любого общества, образование формирует духовный облик человека, его ценности и устремления. Автор анализирует некоторые особенности философии американского образования, его религиозные основы, берущие свое начало в христианской Европе. Создание в США учебных заведений в XVII–XVIII вв. носило прежде всего религиозный характер. Более того, именно образование американские просветители молодой республики считали краеугольным камнем зарождающейся культуры, поэтому колледжи, а позже университеты приняли на себя роль национальных духовных центров. Некоторые исследователи считали науку новой религией, а университет — новой церковью, обладающей способностью объединять людей на основе общих духовных ценностей. Если в первые американские колледжи XVII в. студенты приходили для познания истины, то в XIX в. в связи с развитием науки, появлением теории эволюции, а также техническими революциями неизменная и вневременная категория истины начинает замещаться изменяемыми и экспериментально доказанными научными истинами-фактами. В этот период обучения американские вузы ориентируются на выработку у учащихся умения рассуждать и доказывать свою точку зрения. Поэтому на следующем этапе развития национальной системы образования истины-факты начинают заменяться мнениями. В результате такого развития в учебных программах американских образовательных учреждений возникают курсы, отражающие сугубо утилитарные желания и интересы студентов-потребителей образовательной услуги: мнения становятся главным результатом образовательной деятельности, что ведет к «мельчанию» науки в целом и профанации знания как такового.
история американского высшего образования, философия образования, американские образовательные традиции, образовательные ценности, истина и истины, знания, мнения
  1. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.; СПб., 2016.
  2. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2857/ОБРАЗОВАНИЕ (дата обращения: 01.05.2019).
  3. Ben-David J. American Higher Education. Directions Old and New. N. Y., 1972.
  4. Brubacher J. S. On the Philosophy of Higher Education. San Francisco, 1982.
  5. Butler N. M. The American as he is. N. Y., 1908.
  6. Counts G. S. Education and American Civilization. N. Y., 1952.
  7. Cubberley E. P. The History of Education: Educational Practice and Progress Considered as a Phase of the Development and Spread of Western Civilization. Boston; New York, 1920.
  8. Delbanco A. College. What It Was, Is, and Should Be. Berlin; Boston, 2014. URL: http://www.degruyter.com.lprx.bates.edu/view/product/465840 (дата обращения: 07.05.2019).
  9. Finn C. E., Jr., Ravitch Diane, Roberts P. H. (eds). Challenges to the humanities. N. Y.; London, 1985.
  10. General Education in a Free Society. Report of the Harvard Committee. With an Introduction by James Bryant Conant. Cambridge, Massachusetts, 1945.
  11. Herbst J. From Crisis to Crisis. American College Government. 1636–1819. Cambridge, MA and London, England, 1982.
  12. Jordan D. S. The Voice of the Scholar. With Other Addresses on the Problems of Education. San Francisco, 1903.
  13. Lippman W. The University // New Republic. 1996. Vol. 154. P. 17–20.
  14. Pusey N. M. The Age of the Scholar; Observations on Education in a Troubled Decade. Cambridge, Mass., 1963.
  15. Reuben J. A. The Making of the Modern University. Intellectual Transformation and the Marginalization of Morality. Chicago and London, 1996.
  16. Rosenstock-Huessy E. Out of Revolution. Autobiography of Western Man. N. Y., 1938.
  17. Rudolph F. American College and University: A History, University of Georgia Press, 1991. URL: ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3039001 (дата обращения: 25.04.2019).
  18. Rushdoony R. J. The Messianic Character of American Education. Studies in the history of the philosophy of education. Nutley, New Jersey, 1963.
  19. Smith M. And Madly Teach. A Layman Looks at Public School Education. Chicago, Illinois, 1949.
  20. Thelin J. R. A History of American Higher Education. Baltimore and London, 2004.
  21. Tocqueville A. De. Letters from America. Edited, translated, and with an introduction by Frederick Brown. New Haven; London, 2010.
  22. Touraine A. The Academic System in American Society. The Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, 1974.
  23. Vine P. The Social Function of Eighteen-Century Higher Education // History of Education Quarterly. 1976. Vol. 16. № 4. P. 409–424. History of Education Society. URL: http://www.jstor.org/stable/367723. (дата обращения: 07.07.2016) doi: 10.2307/367723.
  24. Zmirak J. (ed) Choosing the Right College: The Whole Truth about America's Top Schools. ISI Books, 2000. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/bates/detail.action?docID=3316191 (дата обращения: 03.11.2019).
  25. Zoch P. A. Doomed to Fail. The Built-in Defects of American Education. Chicago, 2004.

Логинова Марина Павловна


Место работы: Бейтс колледж; США, Мэн, г. Льюистон, улица Эндрю, 2, 04240;
Должность: приглашенный лектор;
ORCID: 0000-0003-4772-1748;
Электронный адрес: loginova.marina@gmail.com.
Демакова Ирина Дмитриевна; Попова Ирина Ирина Николаевна Попова

Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике

Демакова И. Д., Попова И. И. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 37-48

DOI: 10.15382/sturIV202160.37-48
Статья посвящена актуальной проблеме методологии в сфере научно-педагогических исследований: анализу предпосылок оформления гуманитарной экспертизы как метода научного познания в педагогике. Акцент делается на обосновании роли, назначения и инструментального обеспечения гуманитарной экспертизы в образовании. Гипотетически выделяются и рассматриваются три наиболее значимых в педагогике фундаментальных метода, позволяющих определить научные основания метода гуманитарной экспертизы и его инструментальной части применения в педагогических исследованиях. К ним относятся педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия и педагогическая герменевтика. Представленное исследование отражает содержание опыта и выводы отечественных ученых, обратившихся к методу гуманитарной экспертизы с целью определить риски апробации и внедрения новых технологий в жизнь человека. Подчеркивается особое назначение гуманитарной экспертизы в обеспечении этического измерения в процессе оценки рисков, связанных с современными инновационными проектами. В исследовании поднимается проблема формирования экспертной позиции педагога, ориентированного на применение метода гуманитарной экспертизы в практике педагогической деятельности непосредственно в условиях работы с детьми. Статья носит обзорный аналитический характер и формирует представление о направлениях научных исследований, в которых метод гуманитарной экспертизы представляется в качестве предмета исследовательской деятельности. На основе проведенного исследования вносится существенное уточнение в понимание гуманитарной экспертизы в образовании как метода исследования синергичного по своей сути и направленного на анализ гуманитарного потенциала процесса и результатов, полученных в ситуации внедрения педагогических инноваций посредством применения образовательных технологий, а также в условиях внедрения новаторских педагогических моделей и систем.
научно-исследовательская деятельность, гуманитарная экспертиза, отечественная педагогика, педагогические исследования, методы педагогических исследований, метод гуманитарной экспертизы, педагогическое наблюдение, педагогическая рефлексия, педагогическая герменевтика
  1. Ашмарин И. И., Юдин Б. Г. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76–87.
  2. Белова С. В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого университета. 2012. № 1 (13). С. 34–41.
  3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. СПб., 2003.
  4. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологический аспект). М., 1993.
  5. Брызгалина Е. В., Аласания К. Ю., Садовничий В. А., Миронов В. В., Гавриленко С. М., Вархотов Т. А., Шкомова Е. М., Набиулина Е. А. Социально-гуманитарная экспертиза функционирования национальных депозитариев биоматериалов // Вопросы философии. 2016. № 2. С. 18–21.
  6. Воронин А. А. Контуры гуманитарной экспертизы // Человек. 2014. № 1. С. 81–92.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Глава XVIII. Основные формы изучения личности ребенка. М., 1999. URL: http://a-mov.ru/books/vygotskij -pedagogicheskajapsihologija/116.html (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М., 2013.
  9. Климова С. М. Гуманитарная экспертиза и экспертное сообщество: постановка проблемы // Философские науки. 2017. № 4. С. 68–80.
  10. Ковров В. В., Оганесян Н. Т. Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности // Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: https://psyjournals.ru/cepp/issue/45358_full.shtml [Теоретические подходы к экспертизе процесса воспитания в школе в аспекте его психологической безопасности — Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ] (дата обращения: 12.06.2020).
  11. Скирбекк Г. Есть ли у экспертизы этические основы? // Человек. 1991. № 1. С. 86–93.
  12. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке. В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / колл. моногр.; В. А. Луков, общ. ред. М., 2006. С. 214–237.
  13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Демакова Ирина Дмитриевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: заведующая кафедрой психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-0861-2453;
Электронный адрес: kpndp@yandex.ru.

Попова Ирина Ирина Николаевна Попова


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС; Российская Федерация, 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popova-in@ranepa.ru.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ. Проект № 20-013-00184.
Пантелева Татьяна Владимировна

Проблемы музыкального обучения в высших образовательных организациях Русской Православной Церкви и пути их решения (на примере духовных академий и семинарий)

Пантелева Т. В. Проблемы музыкального обучения в высших образовательных организациях Русской Православной Церкви и пути их решения (на примере духовных академий и семинарий) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 49-62

DOI: 10.15382/sturIV202160.49-62
Современные тенденции снижения общей музыкальной культуры неизбежно отражаются на уровне музыкальных умений и навыков абитуриентов высших духовных образовательных организаций Русской Православной Церкви, что создает определенную сложность в их музыкальном обучении. Вместе с тем, владение необходимыми компетенциями в области музыкальной науки есть насущная потребность в профессиональной деятельности выпускников. В настоящее время в семинариях и академиях единственной учебной дисциплиной, с помощью которой осуществляется музыкальное образование будущего духовенства, является «Церковное пение». Данный курс, среди других дисциплин образовательного цикла, выделяется своей спецификой, выражающейся в особенностях аудиторной и самостоятельной работы студентов, в материальнотехническом обеспечении, способах и методах обучения. В статье предпринят анализ существующих проблем в изучении церковного пения; освещаются факторы, отрицательно влияющие на учебный процесс; анализируются различные практики обучения пению; рассматривается вопрос о создании необходимых условий для получения качественного музыкального образования; предлагается ряд мер, способствующих улучшению музыкально-певческого уровня студентов высших духовных школ. Среди возможных путей решения большинства проблем в обучении на первый план выдвигаются: формирование малых групп по уровню музыкальной подготовки; предоставление большей возможности всем обучающимся параллельно закреплять результаты на практике (контекстное обучение); разработка специальных методик по самообучению пению и освоению церковных песнопений, а также эффективных учебников и учебных пособий по дисциплине; введение в учебный план предмета по постановке голоса; увеличение количества часов на аудиторные и самостоятельные занятия; активное использование инновационных технологий и интерактивных средств и др. Положительной динамикой следует признать практику введения дистанционных образовательных технологий на заочных отделениях православных вузов, а также создание и апробацию авторских электронных курсов, что стало одним из результативных способов обучения студентов, в том числе и в области музыкального образования.
музыкальное образование священнослужителей, церковное пение, специфика и проблемы обучения, меры повышения эффективности музыкального образования, Московская духовная академия, практика обучения пению, дистанционные образовательные технологии
  1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика: учеб. для высших учебных заведений. СПб., 2006.
  2. Богданов Е., Лебедев И. Пособие к церковному чтению. М., 1891.
  3. Глебов Н. Ф. Несколько слов об изучении церковного пения в духовных училищах // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 86–93.
  4. ГОСТ Р ИСО 3382-2-2013: Акустика. Измерение акустических параметров помещений. Ч. 2. Время реверберации обычных помещений. М., 2014.
  5. Кирилл (Гундяев), патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 г.) // Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072994.html (дата обращения: 18.02.2020).
  6. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
  7. Макарий (Веретенников), архим. Регентская школа при Московской духовной академии. Сергиев Посад, 2007.
  8. Морозов В. П. Интервью с Дмитрием Хворостовским о технике пения 09.05.2009 // Мир искусства резонансного пения. URL: http://vmorozov.ru/content/view/70/1/ (дата обращения: 08.03.2020).
  9. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М., 2002.
  10. Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий: Вып. НП 2.0.1–82. Лекционные аудитории учебных заведений. М., 1987.
  11. Одоевский В. Ф. Мнение кн. Одоевского по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 66–78.
  12. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / С. С. Калинин, сост. М., 1998.
  13. Пантелеева Т. В. Ближе, чем думаешь… (О посещении духовных школ Армянской Апостольской Церкви) // Встреча: Студенческий православный журнал Московской духовной академии. [Сергиев Посад], 2015. № 1 (35). С. 32–35.
  14. Пантелеева Т. В. Опыт репетиционной работы с непрофессиональным хоровым коллективом: На примере хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) // Церковь и время: Научно-богословский и церковно-общественный журнал. М., 2017. № 1 (78). С. 249–274.
  15. Полоцкая Е. Е. О причинах создания, особенностях и судьбе «Краткого учебника гармонии» П. И. Чайковского. URL: https://web.archive.org/web/20150220164330/http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/01/Polotskaya.pdf (дата обращения: 23.05.2020).
  16. Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования / Н. Г. Денисов, Н. А. Филатов, сост. СПб., 2017.
  17. Самарин П. Д. Желательно ли и возможно ли дальнейшее существование Общества любителей церковного пения? // Русская духовная музыка в документах и материалах / А. А. Наумов, М. П. Рахманова, сост.; М. П. Рахманова, вступ. ст., подг. текста и коммент. М., 2002. Т. III: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников, 1861–1918. С. 293–316.
  18. Стулова Г. П. Подготовка регентов в России: прошлое и современность: учеб. пособ. СПб., 2016.
  19. Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Сергиев Посад, 2005.
  20. Шаляпин Ф. Страницы из моей жизни. Киев, 1956.

Пантелева Татьяна Владимировна


Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Московская обл., Сергиев Посад, Московская духовная академия;
ORCID: 0000-0001-8382-9620;
Электронный адрес: pantavum@yandex.ru.
Рассказова Ирина Николаевна; Ожогова Елена Геннадьевна

Представления будущих педагогов о цифровом образовании

Рассказова И. Н., Ожогова Е. Г. Представления будущих педагогов о цифровом образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 63-77

DOI: 10.15382/sturIV202160.63-77
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей различных компонентов представлений будущих педагогов о цифровом образовании: когнитивных, мотивационных и деятельностных. Самые высокие средние значения были получены по когнитивному компоненту (значимость цифровых технологий [ЦТ] для современного образования и перспективы их внедрения в образование в будущем) и мотивационному (интерес детей к ЦТ и мотивация использовать их в своей профессиональной деятельности). Самые низкие средние значения были получены по когнитивному компоненту (внедрение ЦТ в современном образовании и уровень собственных знаний о ЦТ) и деятельностному (сформированность необходимых умений и навыков для использования ЦТ в своей будущей профессиональной деятельности). Установлено наличие прямой взаимосвязи между различными компонентами представлений будущих педагогов о цифровом образовании. Наиболее значимой является взаимосвязь между оценкой уровня знаний студентов о ЦТ и уровнем их мотивации к освоению и внедрению данных технологий в свою профессиональную деятельность. Существует противоречие между осознанием студентами важности и перспектив цифрового образования в настоящем и будущем (в целом для системы образования, для собственной профессиональной деятельности, для детей) и недостаточной сформированностью у них необходимых знаний, умений и навыков в данной области. Это является препятствием для использования цифровых технологий студентами в своей учебной деятельности в настоящем и в будущей педагогической деятельности.
знания, мотивация, деятельность, представление, цифровое образование, цифровые технологии, цифровая компетентность
  1. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-kak-sistemoobrazuyuschaya-kategoriyapodhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 20.04.2020).
  2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 20.04.2020).
  3. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006.
  4. Каменев С. В. Образование в цифровом мире: возможности и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 85–90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-tsifrovom-mire-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 22.12.2020).
  5. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М., 2012.
  6. Психологические особенности поколения Z. URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 16.04.2020).
  7. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). URL: file:C:/Users/admin/Downloads/9922-945-1-PB%20(1). (дата обращения: 16.04.2020).
  8. Сластенин В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-v-obschem-i-professionalnomobrazovanii (дата обращения: 22.12.2020).
  9. Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: http://funofteaching. tumblr.com/post/160011857841/ (дата обращения: 18.04.2020).
  10. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010.
  11. Цифровая среда на календаре [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. [2016]. URL: https://rg.ru/2016/08/24/medvedev-nazval-prioritety-v-sfere-obrazovaniia. html (дата обращения: 15.04.2020).
  12. Norton P. Computer Potential and Computer Educators: a Proactive View of Computer Education // Educаtional Technology. 1983. Vol. 23. № 10. P. 25–28.
  13. Olofsson A. D., Fransson G., Lindberg J. O. A study of the use of digital technology and its conditions with a view to understanding what ‘adequate digital competence’ may mean in a national policy initiative Crossref DOI link: https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1651694 (01.04.2020).

Рассказова Ирина Николаевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-1343-8741;
Электронный адрес: irnikras@rambler.ru.

Ожогова Елена Геннадьевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 644099, г. Омск, набережная им. Тухачевского, д. 14;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-5176-5965;
Электронный адрес: oeg80@yandex.ru.
Соловцова Ирина Афанасьевна; Аврамов Владимир Владимирович, священник; Патрин Вячеслав Геннадьевич, священник

Принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодёжью в светском вузе

Соловцова И. А., Аврамов В. В., Патрин В. Г. Принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодёжью в светском вузе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 78-96

DOI: 10.15382/sturIV202160.78-96
В статье сформулированы и теоретически обоснованы принципы, регулирующие процессуальный компонент деятельности православного педагога в светском вузе, — принципы воспитательного взаимодействия. Они рассматриваются как феномен, обеспечивающий переход от теоретического педагогического знания к нормативному. Показано, что принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе должны соответствовать следующим требованиям: отражать «территорию согласия» между православной и светской педагогикой, соответствовать особенностям студенческой молодежи как социально-демографической группы, отвечать светскому характеру воспитательного процесса в вузе. На основе сравнительного анализа принципов воспитания, сформулированных в православной и в светской педагогике, исходя из положений гуманитарной педагогической парадигмы об онтологической сущности воспитания и ценностносмысловом характере педагогического взаимодействия, а также из возрастных и социальных особенностей студентов, сформулированы принципы воспитательного взаимодействия православного педагога со студенческой молодежью в светском вузе, объединенные в три группы: 1) базовые принципы (культуросообразности, системности, адаптивности, связи с жизнью и будущей профессиональной деятельностью студентов, со-трансформации педагога и студентов); 2) принципы, определяющие логику педагогической деятельности («культурного лифта», предварительного разрушения стереотипов); 3) принципы, определяющие формы воспитательного взаимодействия (диалогичности, образности, обращения к личному опыту, разносторонности).
православие, традиционные ценности, воспитание, воспитательное взаимодействие, принцип воспитания, студенческая молодежь, гуманитарная педагогическая парадигма, диалог
  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика. М., 2007.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  3. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика. М., 2004.
  4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М., 2008.
  5. Лузина Л. М. Человек в проблемном поле воспитания. Псков, 2008.
  6. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М., 2006.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2004.
  8. Плугарь О. А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 11–17.
  9. Склярова Т. В. Возрастная психология. От рождения до старости. М., 2019.
  10. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Введение в психологию субъективности. М., 2014.
  11. Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Культурологический подход к преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 9–21.
  12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://council.gov.ru/media/fi les/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 12.04.2020).
  13. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория. URL: https://scientificarticle.ru/images/PDF/2017/21/studencheskaya-molodezh.pdf (дата обращения: 19.05.2020).
  14. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность. М., 2020.

Соловцова Ирина Афанасьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет; Российская Федерация, 400066, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 27;
Должность: проф. кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6191-5306;
Электронный адрес: irina_solovcova@mail.ru.

Аврамов Владимир Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7889-3476;
Электронный адрес: vlademiras@yandex.ru.

Патрин Вячеслав Геннадьевич, священник


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского; Российская Федерация, 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, д. 26;
Должность: декан богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-6376-5076;
Электронный адрес: patrin.viacheslav@gmail.com.
Ромашина Екатерина Юрьевна

Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг.

Ромашина Е. Ю. Город — это не-деревня: путешествие по страницам российских азбук и букварей 1900–1925 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 97-118

DOI: 10.15382/sturIV202160.97-118
В статье представлены результаты анализа российских азбук, букварей, книг для чтения 1900–1925 гг. Рассмотрены презентации в учебных пособиях пространства, окружающего ребенка, аранжированного для него взрослыми в дидактической литературе. На рубеже XIX и XX вв. мир стремительно менялся: рост городов, увеличение числа их жителей, формирование особого урбанистического дискурса, — все эти процессы затронули страны Европы, США, Россию. Этот процесс нашел свое отражение на страницах книг для первоначального обучения грамоте. Чаще других в них были репрезентированы следующие характеристики города: количество и этажность домов, длинные и широкие мощеные улицы, городское освещение, новые средства передвижения (автомобиль, трамвай, велосипед). Реже: большое количество людей, их сугубо городские занятия и профессии; торговля, совершение покупок на рынке/базаре; работа на фабрике/заводе. Единичными оказались упоминания города как центра управления, политики и идеологии, места образования и культуры. Эти последние признаки были приписаны авторами азбук и букварей почти исключительно столичным городам — Москве и Санкт-Петербургу.Названные характеристики города были реализованы авторами как в текстах, так и в иллюстративных материалах пособий. Визуальный и текстуальный нарративы не совпадали полностью, но дополняли и поясняли друг друга. Изображения помогали сравнить город с деревней, замечать отличия, видеть общее и особенное, что позволяло учителю выстраивать работу по формированию у ребенка целостных представлений о городе как сложном социальном и культурном явлении.
учебник, азбука, букварь, текст, иллюстрация, город, образовательное пространство, урбанистический дискурс
  1. Апин К. Русская азбука и первая, после азбуки, книга для чтения, составленная по натуральному (разговорному) методу для инородцев. Рига, 1903.
  2. Афанасьев П. О. Читай, пиши, считай. М.; Л.,1924.
  3. Баранов А. Г. Наше родное: Книга для классного чтения в сельских начальных училищах. М., 1909.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. От двенадцати в «Детском мире» К. Д. Ушинского к тридцати пяти в «Нашем друге» Н. А. Корфа: разговор русского барона с немецкими учителями // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 84–107.
  5. Богораз-Тан В. Г. Букварь для северных народностей. М., 1927.
  6. Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920.
  7. Голант Е. Я. Букварь крестьянина. Пг., 1922.
  8. Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. М., 2001.
  9. Данненберг А. Р. Русская азбука или первоначальный учебник грамоты и правописания. М., 1907.
  10. Дудышкина А. В. Я могу читать! СПб., 1908.
  11. Зеленый шум. Хрестоматия для трудовой школы: первый год. М.; Пг., 1923.
  12. Казмин-Вьюгов Н. Урожай. Букварь для обучения чтению и письму. Пг., 1918.
  13. Криж В. О. Азбука для сельских школ. М., 1904.
  14. Лебедев В. Ученье — свет: Первая после букваря книга. М., 1908.
  15. Мироносицкий П. П. Словечко. Книжка для обучения грамоте с методическими указаниями для учителя. Иркутск, 1922.
  16. Новая деревня. Книга для чтения в 1 гр. сельской школы. М.; Л., 1925.
  17. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  18. Соловьева Е. Е. Русская грамота: Азбука и чтение после азбуки. СПб., 1905.
  19. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  20. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  21. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  22. Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
  23. Bezrogov V. City images as presented in elementary schoolbooks in the middle of the 19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  24. Education, Space and Urban Planning. Education as a Component of the City / Million Angela, Heinrich Anna Juliane, Coelen Thomas (eds.). Berlin, 2017.
  25. Elson Ruth Miller. Guardians Tradition. American Schoolbooks of the Nineteenth Century. Lincoln, 1966.
  26. European Urban History. London, 1993.
  27. Ford Derek. Education and the Prodacion of Space. Political Pedagogy, Geography, and Urban Revolution. New York and London, 2017.
  28. Lynch K. The Image of the City. Harvard-MIT, 1960.
  29. Reinhard J. Die Verbreitung von Schulen in Franken und in der Kuroberpfalz zwischen 1250 und 1520 unter historisch-geographischer Fragestellung // Bildungs- und schulgeschichtliche Studien zu Spätmittelalter, Reformation und konfessionellem Zeitalter / Dickerhof Harald [Hrsg]. Wiesbaden, 1994. S. 117–128.
  30. Reinhard J. Spätmittelalterliche Schullandschaften in Franken und in Bayern 1250–1520: ein Vergleich anhand ausgewählter Perspektiven und Beispiele // Schullandschaften in Altbayern, Franken und Schwaben: Untersuchungen zur Ausbreitung und Typologie des Bildungswesens in Spätmittelalter und Früher Neuzeit / Flachenecker Helmut [Hrsg.]. München, 2005. S. 157–182.
  31. World Urbanization Prospects: The 2005 Revision. Population Division of the Department of Economic and Social Aff airs of the United Nations Secretariat // Department of Economic and Social Aff airs Population Division. URL: https://www.webcitation.org/616JzmmHE (дата обращения: 25.12.2020).

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

ПСИХОЛОГИЯ

Андреева Мария Владимировна

Особенности представления о заботе у студентов психолого-педагогического направления

Андреева М. В. Особенности представления о заботе у студентов психолого-педагогического направления // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 121-133

DOI: 10.15382/sturIV202160.121-133
В статье приведены результаты изучения особенностей представлений о заботе у студентов психолого-педагогического направления и дана их психологическая интерпретация. Данные, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют обозначить некоторый курс на развитие адекватных представлений о заботе в рамках подготовки бакалавров в области психологии и педагогики в вузе. Это представляется необходимым, так как их будущая профессиональная деятельность непосредственно связана с оказанием заботы о подопечных. Особенности представлений студентов о заботе изучались через их сопоставление с представлениями об этом феномене у опытных педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также научным его пониманием. На основе анализа научной литературы мы предположили: 1) в представлениях о заботе студентов направления подготовки психолого-педагогическое образование будут преобладать ассоциации, относящиеся к эмоциональному компоненту заботы в связи с интенсивным развитием эмоционального потенциала в юности, образом жизни, не предполагающим несение ответственности за других людей; 2) представления о заботе у педагогов будут отражать ее связь с деятельностью, работой, сильнее насыщены характеристиками, связанными с поведенческим компонентом заботы, так как в силу более богатого жизненного и профессионального опыта ее осуществления забота для них предстает как содействие Другому, требующее вложения собственных сил. Основным методом исследования стал групповой ассоциативный эксперимент, результаты которого подтвердили нашу гипотезу. Были сделаны выводы о том, что забота глубоко вплетена в жизнь и деятельность педагогов, будущих педагогов и связана с важными для каждого человека явлениями добра, любви, тепла. Научные представления могут обогатить обыденные, раскрыв связь заботы со смыслом, с самоосуществлением, показав не только ее значение для человеческой жизни, но и для мира вообще. Студентов психолого-педагогического направления в ходе обучения в вузе необходимо вооружить как конкретными инструментами заботы о подопечных, расширяя ее поведенческий компонент, так и показать, что забота — это, прежде всего, труд, который важно выполнять даже тогда, когда это не приносит удовольствия.
забота, забота в педагогической деятельности, представления о заботе, развитие представлений о заботе, особенности представлений студентов, имплицитная картина мира, ассоциативный эксперимент
  1. Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймем? М., 2017.
  2. Андреева М. В., Баранов А. А. Психология заботы человека о человеке: феноменология, онтогенез, эмпирика. Ижевск, 2018.
  3. Быстрова В. В. Воспитательная система организации педагогической заботы о подростках, находящихся в ситуации социального неравенства // Человек и образование. 2014. 2 (39). С. 140–141.
  4. Винникотт Д. В. Теория родительско-младенческих отношений // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 2. С. 7–12.
  5. Воловикова М. И., Мустафина Л. Ш. Исследование социальных представлений о совести учащейся молодежи // Мир образования — образование в мире. 2017. № 1. С. 141–149.
  6. Демина И. А. Психологические особенности планирования будущего в возрасте ранней юности // Известия Алтайского государственного университета. 2000. № 2 (16). С. 18–22.
  7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  8. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
  9. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.
  10. Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 2. С. 138–139.
  11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.
  12. Платонова С. М., Дементей Н. В. Педагогика общей заботы как продолжение традиций русской педагогики // Социальная педагогика. 2017. № 1–2. С. 130–133.
  13. Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. М., 2008.
  14. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М., 2008.
  15. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  16. Тэкхэ В. Психика и ее лечение. URL: https://bookscafe.net/read/tehke_veykko-psihika_i_ee_lechenie_psihoanaliticheskiy_podhod-75057.html#p148 (дата обращения: 08.12.2020).
  17. Фромм Э. Искусство любить. М., 2020.
  18. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2015.

Андреева Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Удмуртский государственный университет; Российская федерация, 426034, г. Ижевск, ул. Удмуртская,1;
Должность: доцент института педагогики, психологии и социальных технологий;
ORCID: 0000-0003-1995-3074;
Электронный адрес: mariia_andreeva@mail.ru.
Автор выражает благодарность Девятых Светлане Викторовне за помощь в сборе эмпирических данных для исследования.
Борисова Ирина Вадимовна

Мотивация студентов, получающих педагогическое образование

Борисова И. В. Мотивация студентов, получающих педагогическое образование // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 134-148

DOI: 10.15382/sturIV202160.134-148
В статье рассматриваются результаты исследования мотивации студентов бакалавриата 1–4-го курсов, получающих педагогическое образование с двумя профилями подготовки по специальности «Русский язык и литература» со сроком обучения 5 лет в Брянском государственном университете. В исследовании приняли участие 105 человек. Были использованы методики, направленные на изучение учебно-профессиональной мотивации студентов («Учебная мотивация студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой, «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной). Для определения достоверности различий в мотивации разных групп студентов использовался непараметрический критерий Манна–Уитни. Для установления взаимосвязи между мотивами студентов применялся критерий корреляции Пирсона из пакета SPSS 17. Изучалась и сравнивалась мотивация разных групп студентов, учитывалось их желание работать в школе и курс обучения. Установлено, что у студентов, желающих работать в школе, более выражены профессиональные, учебно-профессиональные и социальные мотивы по сравнению с другими группами студентов. Выявлены другие различия, которые показывают, что студенты, не собирающиеся работать в школе, менее мотивированы, чем другие группы студентов. К 3-му курсу мотивация падает, а на 4-м курсе опять повышается. Установлены различные взаимосвязи между мотивами студентов.
коммуникативные мотивы, мотивы избегания, мотивы престижа, профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, учебнопознавательные мотивы, социальные мотивы, внутренние индивидуально значимые мотивы, внутренние социально значимые мотивы, внешние положительные мотивы, внешние отрицательные мотивы, приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома, студенты
  1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М., 2006.
  2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежин, ред. М., 1972. С. 7–44.
  3. Борисова И. В. Мотивация учебной деятельности подростков с разной успеваемостью // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научной конференции 6–8 февраля 2014 г. / Ю. П. Зинченко, О. А. Карабанова, А. И. Подольский, Г. А. Глотова, отв. ред. М., 2014. С. 156–158.
  4. Борисова И. В., Жупиева Е. И., Рабовалюк Л. Н., Рослякова Н. И., Цыганкова Т. Н. Психология развития: в фокусе внимания ребенок XXI века: монография / Н. В. Сидячева, ред. Новосибирск, 2016.
  5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособ. М.; Воронеж, 2003.
  7. Зубарев В. Ф., Бондарев Г. А. Современное представление о различных аспектах учебной мотивации студентов // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4–1. С. 118–123.
  8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  9. Карпова Е. В., Макарычева И. Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 268–273.
  10. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и сознание. М., 2003.
  11. Маккеланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
  12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2008.
  14. Слепко Ю. Н. Формирование мотивов учебной деятельности в период обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 188–193.
  15. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
  16. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  17. Atkinson J., Birch D. Introduction to Motivation. New York, 1978.

Борисова Ирина Вадимовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского; Российская Федерация, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14;
Должность: доцент по кафедре психологии;
ORCID: 0000-0001-8754-3099;
Электронный адрес: Irmarbor1@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Любарт Маргарита Кемальевна

Рец. на кн.: Безрогов В. Г., Артемова Ю. А., Никулина Е. Н., Тендрякова М. В. «“Детский мир” Ушинского и западноевропейская учебная литература: диалог дидактических культур». СПб.: «Образовательные проекты», 2020. 328 с.

Любарт М. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 151-154 — Рец. на кн.: Безрогов В. Г., Артемова Ю. А., Никулина Е. Н., Тендрякова М. В. «“Детский мир” Ушинского и западноевропейская учебная литература: диалог дидактических культур». СПб.: «Образовательные проекты», 2020. 328 с.
PDF

Любарт Маргарита Кемальевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119334 г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3781-4422;
Электронный адрес: margarita_lubart@mail.ru.