/

Урбанович Любовь Николаевна

К вопросу о своевременности наставничества в сфере духовно-нравственного образования


Урбанович Л. Н. К вопросу о своевременности наставничества в сфере духовно-нравственного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 36-47.

DOI: 10.15382/sturIV202059.36-47

Аннотация

В статье предлагается рассмотрение насущного вопроса о введении в школьное образование наставничества как формы профессионального сопровождения и поддержки учителей, реализующих предметы духовно-нравственного цикла, в первую очередь, в рамках предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Осмысливаются современные проблемы в области духовнонравственного образования, которые и инициируют поиск оптимальных способов их решения. Проводится сравнительный анализ тьюторской и наставнической деятельности. Обращается внимание на своевременность возвращения в сферу духовно-нравственного образования забытого наставничества, которое имеет первоначальное смысловое отношение к духовному возрастанию и нравственному совершенствованию, а также является исторически сложившейся формой передачи педагогического опыта в отечественной системе образования. В статье указано, что данный способ повышения педагогического мастерства в преподавании духовно-нравственных дисциплин и совершенствования системы духовно-нравственного образования отражает современные тенденции — введение наставников в школьном образовании на уровне Министерства просвещения РФ. В результате проведенного анализа предложены авторские определения понятиям «наставник в сфере духовно-нравственного образования» и «наставничество в сфере духовно-нравственного образования», сформулированы цели и задачи. Отмечается, что наставничество в сфере духовно-нравственного образования ориентировано на достижение конкретных результатов, намечаются перспективные темы исследования в контексте заданной проблематики.

Ключевые слова

наставник, наставничество, тьютор, профессиональное сопровождение, преподавание духовно-нравственных дисциплин, специальные компетенции

Список литературы

  1. Беков Х. А., Широбоков С. В., Кирьянов И. И. и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. М., 2001.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij _Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij -slovar14.html (дата обращения: 12.05.2019).
  4. Захарченко М. В. Система духовно-нравственного воспитания в образовании Калининградской области. Материалы исследования. Калининград, 2017.
  5. Змеев С. И. Основы андрагогики: учеб. пособ. для вузов. М., 1999.
  6. Зыбина Т. М. Святость в контексте русской культуры. Учебно-методическое пособие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Смоленск, 2018.
  7. Клищ Н. Н., Январев В. А. Наставничество на государственной службе — новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе). М., 2014.
  8. Неклюдова Л. В. Особенности организации непрерывной курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации // Фундаментальные исследования. 2012. № 11. С. 1395–1399.
  9. О школе и учителе. Сборник постановлений и материалов. Л., 1938.
  10. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования. Ч. 1. Учебно-методическое пособие / С. В. Кривых, Н. Н. Кузина, авт.-сост. СПб., 2014.
  11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». URL: https://base.garant.ru/193313/ (дата обращения: 11.06.2019).
  12. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (дата обращения: 04.06.2019).
  13. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. №10н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 11.06.2019).
  14. Руководство по наставничеству молодых педагогов. URL: https://docplayer.ru/75851023-Rukovodstvo-po-nastavnichestvu-molodyh-pedagogov-respubliki-tatarstan.html (дата обращения: 15.05.2019).
  15. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/876562 (дата обращения: 12.05.2019).
  16. Урбанович Л. Н. К дискуссии о месте и содержании духовно-нравственного воспитания в школьном образовании // Духовно-нравственное воспитание обучающихся в контексте вызовов времени: сб. научных статей и методических разработок / В. П. Вейдт, сост. Калининград, 2018. С. 30–37.
  17. Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. № 3 (сентябрь). С. 30–39. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/).
  18. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб., 2015. С. 18–22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 11.06.2019).

Данные об авторе

Урбанович Любовь Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.