Беленчук Лариса Николаевна
Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века
Ссылка на статью:
Беленчук Л. Н.
Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2020.
Вып. 59. С. 79-90.
DOI:
10.15382/sturIV202059.79-90
Аннотация
Статья посвящена теме развития дидактики двумя выдающимися церковными педагогами рубежа XIX–XX вв. — святым праведным Иоанном Кронштадтским и священномучеником Фаддеем (Успенским), архиепископом Тверским. Именно эти педагоги, постоянно занимаясь практическим преподаванием, первый — в школах разных ведомств, второй — в духовных семинариях, сформулировали основные положения и общей, и церковной дидактики. Христианский универсализм сделал их выводы доступными для любой школы, а специальные изыскания в области преподавания Закона Божия и церковнославянского языка позволили утвердить основные дидактические принципы и положения этих дисциплин. Источниками этой дидактики явились как творения отцов Церкви, начиная от первых и до современных авторам трудов святителя Феофана Затворника, так и произведения светских педагогов — К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева. Синтезируя выводы двух педагогических школ, авторы приходят к собственным оригинальным и ценным выводам, главный из которых состоит в том, что дидактика не может быть исключительно наукой об обучении, но с необходимостью включает в себя и воспитательные темы. Обучение церковнославянскому языку имеет особый дидактический смысл: этот язык несет возвышенные понятия, на нем не существует обыденных или низких слов, к тому же изучение его и постоянное неизбежное сравнение с русским языком развивает у детей навыки сравнительного языкознания и понимания пути развития родного языка. При этом есть мнение, что дидактически несущественно, с какого языка начинать обучение ребенка — с русского или церковнославянского.
Ключевые слова
дидактика, школа, церковнославянский язык, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Закон Божий, христианский универсализм, образование
Список литературы
- Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. М., 2005.
- Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
- Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html (дата обращения: 14.12.2018).
- Иоанн Кронштадтский, св. прав. Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij /otvetioanna-kronshtadtskogo-lvu-tolstomu-na-ego-obrashenie-k-duhovenstvu/ (дата обращения: 14.12.2018).
- Педагогический словарь. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/976/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2018).
- Программа по предмету Закона Божия для начальных училищ разных наименований и ведомств. Объяснительная записка к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ // Томские епархиальные ведомости. 1881. № 4. С. 21–22.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов, ред. М., 1993–1999. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php (дата обращения: 14.01.2019).
- Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков, авт.-сост. М., 2004.
- Спицын Е. Ю. Российская империя XVIII — начала XX в. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Кн. 2. М., 2015.
- Фаддей (Успенский), арх. Тверской, сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2004.
Данные об авторе
Беленчук Лариса Николаевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Благодарности
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».