/

Беленчук Лариса Николаевна

Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века


Беленчук Л. Н. Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 79-90.

DOI: 10.15382/sturIV202059.79-90

Аннотация

Статья посвящена теме развития дидактики двумя выдающимися церковными педагогами рубежа XIX–XX вв. — святым праведным Иоанном Кронштадтским и священномучеником Фаддеем (Успенским), архиепископом Тверским. Именно эти педагоги, постоянно занимаясь практическим преподаванием, первый — в школах разных ведомств, второй — в духовных семинариях, сформулировали основные положения и общей, и церковной дидактики. Христианский универсализм сделал их выводы доступными для любой школы, а специальные изыскания в области преподавания Закона Божия и церковнославянского языка позволили утвердить основные дидактические принципы и положения этих дисциплин. Источниками этой дидактики явились как творения отцов Церкви, начиная от первых и до современных авторам трудов святителя Феофана Затворника, так и произведения светских педагогов — К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева. Синтезируя выводы двух педагогических школ, авторы приходят к собственным оригинальным и ценным выводам, главный из которых состоит в том, что дидактика не может быть исключительно наукой об обучении, но с необходимостью включает в себя и воспитательные темы. Обучение церковнославянскому языку имеет особый дидактический смысл: этот язык несет возвышенные понятия, на нем не существует обыденных или низких слов, к тому же изучение его и постоянное неизбежное сравнение с русским языком развивает у детей навыки сравнительного языкознания и понимания пути развития родного языка. При этом есть мнение, что дидактически несущественно, с какого языка начинать обучение ребенка — с русского или церковнославянского.

Ключевые слова

дидактика, школа, церковнославянский язык, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Закон Божий, христианский универсализм, образование

Список литературы

  1. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. М., 2005.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html (дата обращения: 14.12.2018).
  4. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij /otvetioanna-kronshtadtskogo-lvu-tolstomu-na-ego-obrashenie-k-duhovenstvu/ (дата обращения: 14.12.2018).
  5. Педагогический словарь. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/976/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2018).
  6. Программа по предмету Закона Божия для начальных училищ разных наименований и ведомств. Объяснительная записка к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ // Томские епархиальные ведомости. 1881. № 4. С. 21–22.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов, ред. М., 1993–1999. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php (дата обращения: 14.01.2019).
  8. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков, авт.-сост. М., 2004.
  9. Спицын Е. Ю. Российская империя XVIII — начала XX в. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Кн. 2. М., 2015.
  10. Фаддей (Успенский), арх. Тверской, сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2004.

Данные об авторе

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.

Благодарности

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».