/

Соколова Александра Владимировна

Содержание, направления и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей


Соколова А. В. Содержание, направления и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 48-65.

DOI: 10.15382/sturIV202059.48-65

Аннотация

В статье рассматривается педагогическое партнерство детского сада и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей. Отмечается, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическое взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Именно в семье закладываются основы для развития личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад становится для родителей первой образовательной организацией, с которой они вступают во взаимодействие по вопросам образования, развития и воспитания детей. Для обеих сторон важным аспектом педагогического взаимодействия в достижении цели результативного и всестороннего развития ребенка является работа в системе «педагог — ребенок — семья», основанная на партнерских отношениях, в свою очередь строящихся на доверии и диалоге. Важно также отметить, что в системе «педагог — ребенок — семья» педагогическое взаимодействие происходит не только на уровнях «педагог-ребенок» и «педагог-семья», но и касается важной темы — поддержки родителями начинаний, интересов и успехов ребенка в ходе его обучения и воспитания, которая становится особенно значимой в процессе художественноэстетического и творческого развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, музыкальная культура детей составляет область художественно-эстетического развития и является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в данной статье представлены направления и формы работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей.

Ключевые слова

семья, родители, педагог, ребенок, педагогическое взаимодействие, педагогическое партнерство, музыка, музыкальная культура, формы работы с семьей, ФГОС ДО

Список литературы

  1. Беляев С. Е. Музыкальное образование как социокультурный феномен // Музыка в системе культуры: сб. статей. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 3–11.
  2. Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. Вып. 5. С. 176–185.
  3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология клубный час как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сб. науч. статей по материалам Межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М., 2016. С. 167–172.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М., 2005.
  6. Каменская О. А., Прищепа С. С. Изучение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО в вопросах педагогического взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сер. «Реализуем ФГОС дошкольного образования». Липецк, 2018. С. 61–65.
  7. Каменская О. А., Прищепа С. С. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2019. № 2. С. 57–64.
  8. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
  9. Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 1. С. 220–224.
  10. Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013.
  11. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. C. 84–86.
  12. Коробкова В. В., Шеина М. Б. Воспитательный потенциал семьи // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. C. 99–102.
  13. Костенко А. А., Терсакова А. А. Воспитательный потенциал семьи // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). C. 163–166.
  14. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
  15. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., 2015.
  16. Кузнецова Л. В., Буданцова А. А. Семья как воспитательная среда ребенка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 12. C. 84–89.
  17. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. М., 2009. № 4 (40). С. 55–59.
  18. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2009.
  19. Лоскутова Р. Р. Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. № 4. С. 105–107.
  20. Меличева М. В. Формирование культуры здоровья школьников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
  21. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2016.
  22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, ред. М., 2014.
  23. Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки в формировании личности юного музыканта // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей. Кемерово, 2016. Вып. 3. С. 118–121.
  24. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  25. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  26. Прищепа С. С., Каменская О. А. К вопросу об оценке эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 217–220.
  27. Прищепа С. С., Каменская О. А. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6–7 лет // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Коломна, 2019. С. 127–134.
  28. Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012.
  29. Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidentarossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fzob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2ffbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  31. Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013.

Данные об авторе

Соколова Александра Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
ORCID: 0000-0002-8097-3173;
Электронный адрес: rozova5@rambler.ru.