Степанова Наталья Алексеевна
Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии
Ссылка на статью:
Степанова Н. А.
Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2020.
Вып. 59. С. 120-135.
DOI:
10.15382/sturIV202059.120-135
Аннотация
Внутренняя свобода понимается большинством современных отечественных авторов как достижение высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, но духовная составляющая внутренней свободы недостаточно изучена, что делает понимание феномена свободы в психологии односторонним и ограниченным. В статье представлен анализ наследия Л. С. Выготского и Л. И. Божович относительно видения авторами оснований и движущих сил феномена самоосвобождения. Л. С. Выготский считал всю психологию наукой о свободе. Суть и содержание процесса самоосвобождения человека он понимал как стремление к осознанному и осмысленному движению в жизненном пространстве для достижения общественного блага, основанное на силе разума, воли и мотивации. Идеи Л. С. Выготского о внутренней «свободе для», осмысленности жизни, самодистанцировании и самотрансцендентности, во многом тождественные идеям современных психологов-экзистенциалистов, нашли свое продолжение в концепции личности Л. И. Божович. Свободной она считает гармоническую, внутренне согласованную личность, устремленную к реализации общечеловеческих ценностей, а в качестве онтогенетических этапов развития внутренне свободной личности рассматривает сменяющие друг друга в кризисные периоды новообразования. В ее работах описаны этапы развития воли, наивысший из которых — постпроизвольность, предполагающая реализацию высших человеческих ценностей и смыслов без внутренней борьбы мотивов, что и составляет суть истинной духовной внутренней свободы. Идеи Л. И. Божович о развитой нравственности, приоритете общечеловеческих ценностей у гармонической, внутренне свободной личности, живущей во благо других, остались без должного внимания. Современные авторы, вслед за зарубежными коллегами, смещают акцент в исследовании свободы в сторону осознанности, субъектности и самодетерминации. Наиболее полно внутренняя свобода как проявление духовности представлена в подходе В. Франкла, но его идеи во многом комплементарны идеям Л. С. Выготского, Л. И. Божович и других оте чественных философов и психологов, подчеркивающих значимость духовной детерминации. На основании проведенного анализа в статье предложено авторское определение внутренней свободы и ее духовных оснований; показано, что духовность может выступать основным механизмом развития внутренней свободы, позволяющим реализовать истинно человеческое в человеке. Такой акцент в изучении феномена свободы позволит значительно обогатить методологическую базу психологической концепции внутренней свободы и сделать существенный шаг в направлении универсализации данного понятия.
Ключевые слова
психология свободы, внутренняя свобода, самоосвобождение, духовность, духовная детерминация свободы, общечеловеческие ценности, самотрансцендентность, самодистанцирование, осмысленность, личность
Список литературы
- Абдуназарова Д. К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4–2 (16). С. 20–22.
- Андреев А. В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34. doi: 10.7256/2409-8701.2017.3.22911.
- Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология — «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 18–37.
- Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн, ред. М., 2001.
- Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/chp.2015110306.
- Борисова Н. В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование). М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М., 1984.
- Горохова А. С., Черникова В. Е. Проблема свободы в философии // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 210–213.
- Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.
- Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Е. Завершнева и Р. ван дер Веер, общ. ред. М., 2017.
- Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.
- Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, ред. М., 2011. С. 611–641.
- Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 22–31. DOI: 10.11621/npj.2018.0203.
- Мухаметзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань, 2016.
- Степанова Н. А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91.
- Степанова Н. А. Проблема изучения свободы и ее духовных оснований в отечественной и зарубежной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 88–97.
- Толстых Н. Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19–28.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев, общ. ред. М., 1990.
- Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135–146. DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146.
- Grubbs J. B., Wilt J., Stauner N., Exline J. J., Pargament K. I. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144–152. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00229-4.
- Joshi C., Marszalek J. M., Hinshaw A. B. An Empirical Investigation of Viktor Frankl’s Logotherapeutic Model // Journal of Humanistic Psychology. 2014. Vol. 54 (2). Р. 227–253.
- Preston J. L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. Vol. 70. P. 212–221. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.11.006.
- Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017.
Данные об авторе
Степанова Наталья Алексеевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.