В предлагаемой статье поднимается проблема соответствия методики организации школьного религиозного образования тем нормам, ценностям и принципам, которые лежат в основе религиозной педагогики. Автором обосновывается необходимость существования в образовательном пространстве современной школы феномена религиозного образования, исходя из той задачи, которую ставит современная педагогика перед школой, — всестороннее развитие личности, предполагающее в том числе духовное развитие. Именно религиозное образование, по мнению автора статьи, в наибольшей степени обеспечивает эту сторону развития личности, что свидетельствует о его необходимости. Решение проблемы духовного развития личности в процессе религиозного образования предполагает не только тщательный отбор его содержания, но не менее аккуратный, внимательный и профессиональный подход к методам, приемам и средствам обучения и воспитания учащихся. По мнению автора, важным является их соответствие парадигме той или иной религиозной педагогической культуры, ее ценностным установкам, идеям и принципам. Одновременно такой подход требует критического анализа иных педагогических идей, новаций и инноваций с целью применения в религиозном образовании тех из них, которые сущностно не противоречат традициям религиозной педагогической культуры и не вредят задаче духовного развития личности школьника. На некоторых конкретных примерах автором статьи показано, как те или иные педагогические идеи могут быть приняты или отклонены в религиозном (православном) образовании в силу их соотнесенности с традициями, ценностями и установками православной педагогической культуры.
православная педагогическая культура, религиозное образование, духовное развитие личности
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».