/

Шор Татьяна Кузминична

Учительские семинарии в Прибалтике в начале ХХ в.


Шор Т. К. Учительские семинарии в Прибалтике в начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 107-128.

DOI: 10.15382/sturIV202058.107-128

Аннотация

В статье раскрывается устройство и деятельность учительских семинарий в Прибалтийских губерниях в начале ХХ в. Конец XIX — начало XX в. характеризуется интенсивным развитием системы всеобуча в Российской империи, и наибольшее развитие она получила на западных окраинах, где по переписи 1897 г. наблюдался самый большой процент грамотности коренного населения. К этому времени учительские семинарии в Прибалтике имели уже некоторую традицию в русле прусских образцов воспитания учителей элементарных лютеранских школ. Они содержались на средства местного дворянства. Занятия велись на немецком, латышском и эстонском языках. В 1870 г. была образована первая правительственная Прибалтийская учительская семинария с русским языком обучения. Перед началом Первой мировой войны учитель-ские семинарии с русским языком обучения работали в трех прибалтийских губерниях: две в Курляндии (Прибалтийская, год основания 1870 и Илукстская, 1910), две в Лифляндии (Юрьевская, 1878 и Вольмарская, 1894) и одна в Эстляндии (Везенбергская, 1912). На 1 января 1914 г. в них обучались 449 человек, 100 воспитанников окончили полный курс со званием учителя начальной школы и 117 были приняты в число учеников. Планировалось открыть женскую учительскую семинарию в Выру. В связи с эвакуацией учебных заведений с оккупированных западных территорий сеть местных учительских семинарий перестала выполнять свою основную функцию обеспечения кадрами местных правительственных школ. С 1918 г. в Эстонии и Латвии учительские семинарии с русским языком обучения прекратили свою деятельность.

Ключевые слова

учительские семинарии, Прибалтика, Латвия, Эстония, Голдинген, Юрьев, Валка, Вольмар, Илуксте, Везенберг

Список литературы

  1. Демков М. И. История русской педагогики. Ч. I. Древне-русская педагогика (X–XVII вв.). Ревель, 1895; 2-е изд., испр. Ревель, 1899.
  2. Жуков Л. И. Подготовка народных учителей в Лифляндской и Курляндской губерниях в эпоху капитализма. Рига, 1980.
  3. Иванов И. И., Каллистратов М. А. Выдающиеся русские латвийцы. Биографический справочник. Рига, 2008.
  4. Классовская О. А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей: вторая половина XIX — начало XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006.
  5. Московкин В. М., Садовски М. В. Роль учебного пособия П. Е. Рощина «Очерк главных практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования // Alma mater. Вузовская наука. Вестник высшей школы. 2017. № 8. С. 114–118.
  6. Мурников Л. С. Развитие просвещения в среде старообрядцев в Прибалтийском крае и открытие Иллукстской учительской семинарии // Труды Всероссийского съезда по народному образованию Христиан-старообрядцев поморцев, бывшего в Двинске (Витебской губ.). 3–5 июля 1911 г. / В. З. Яксанов, ред. Саратов, 1912. С. 118, 122.
  7. Пассит Наталия. Из истории православного рода Пасситов. С. 22. URL: https://www.russkije.lv/fi les/images/text/Passit/WWW-Passit_rev-xxx.pdf (дата обращения: 24.05.2020).
  8. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908.
  9. Правила для учительских семинарий Рижского учебного округа и правила относительно пользования книгами из библиотек оных. Рига, 1895.
  10. Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу. 1910 и 1911 годы. Рига, 1913.
  11. Смирнова Л. В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 20–25.
  12. Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. Пг., 1915.
  13. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 2.
  14. Фейгмане Т. Д. Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме // Русские в Латвии. Вып. 3. Из истории и культуры староверия. Рига, 2003. С. 183–205.
  15. Циркуляр по Рижскому учебному округу. Январь-февраль 1912 года, № 1–2.
  16. Arhiivijuht II. Haridus. Teadus. Kirik / koost. Lea Teedema. Tartu, 2006.
  17. Baltischer Schul-Almanach für das Jahr 1876 / C. Mickwitz, C. Treff ner, hrsg. Dorpat, 1875.
  18. Eesti kooli ajalugu. 1. köide. 13. sajandist 1860. aastateni. Tegevtoimetaja E. Laul. Tallinn, 1989.
  19. Irlavas skolotāju seminārs / [Iveta Ķestere] // Latvij as enciklopēdij a. Rīga, 2005.
  20. Jõgi M. Raam, Voldemar-Oskar, in: Eesti kooli biograafi line leksikon / koost. Heino Rannap. Tallinn, 1998.
  21. Kirotar J. Kaarma seminar kui Eesti kultuuri tegur 1871–1910 // Eesti kultura. I. Tartu, 1911. Lk. 37–86.
  22. Lehrplan für das Parochiallehrer-Seminar zu Walk. Riga, 1879.
  23. Peterson C., Bach J., Inselberg E. Das ritterschaftliche Parochiallehrer-Seminar in Walk, seine Lehrer und Zöglinge 1839–1890. Riga, 1898.
  24. Project eines Statuts für das Evangelisch-Lutherische Lehrerseminar zu Carmel. [Arensburg]: [s. n.], [1870].
  25. Rakvere Õpetajate Seminar 1912–1957 / koost. Ernst Allese. Tallinn, 2002.
  26. Semināra audzēkņi. Grām.: Baltij as skolotāju seminārs 1870–1919 / Еd. Tomāss. (red.). Rīga, 1940.
  27. Semināra vēsture. Grām.: Baltij as skolotāju seminārs 1870–1919 / Еd. Tomāss (red.). Rīga, 1940.
  28. Tartu Õpetajate Seminar 1828–1928 / Kost. M. Kiirats, P. Põld, J. Tork. Tartu, 1929.
  29. Vičs A. Latviesu skolu vēsture. Piektā grāmata. Laikmets no 1905–1915. Rīga, 1940.

Данные об авторе

Шор Татьяна Кузминична


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: свободный исследователь;
ORCID: 0000-0002-4584-7622;
Электронный адрес: tshor2006@gmail.com.