/

Соловьева Елена Евгеньевна; Попова Светлана Игоревна

Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника


Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 20-34.

DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме — выявлению особенностей формирования гражданской идентичности школьника в процессе личностного развития. Гражданская идентичность рассматривается как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Поэтому осознание гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, народа, нации. В статье анализируется сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников: когнитивного (формирование образа Родины, представление о себе как гражданине и своих социальных ролях); ценностно-эмоционального (принадлежность к своему народу, гордость за страну); поведенческого (готовность к деятельности на благо Родины), а также их взаимодействие на основе эмпирических данных (в анкетировании приняли участие 502 учащихся общеобразовательных школ г. Череповца от 10 до 17 лет). К окончанию школы у учащихся сформирован когнитивный компонент гражданской идентичности. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимаются положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в конкретной жизненной ситуации часто занимают пассивную позицию, отстраняются от решения проблемы. Эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. Именно на уровне личного участия происходит разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Воспитание деятельного сочувствия у школьника становится сегодня важнейшей задачей педагога. Формирование гражданской идентичности школьников представлено на примере организации вожатско-волонтерской деятельности. Учащиеся под руководством вожатого активно включаются в выполнение доброго малого дела, несут ответственность за его результаты.

Ключевые слова

формирование гражданской идентичности, развитие личности школьника, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты гражданской идентичности

Список литературы

  1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 140–142.
  2. Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113–127.
  3. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54–69.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  5. Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471–476.
  6. Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108–118.
  7. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. … д-ра пед. наук. М., 2016.
  8. Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13–21.
  9. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85–90.
  10. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20–40.
  11. Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5–19.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  15. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011.
  16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15–26.
  17. Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Данные об авторе

Соловьева Елена Евгеньевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3730-0694;
Электронный адрес: esk63@mail.ru.

Попова Светлана Игоревна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2677-1917;
Электронный адрес: psvetlana2015@mail.ru.