/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :58

ПЕДАГОГИКА

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Православная педагогика и проблемы религиозного образования

Дивногорцева С. Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 11-19

DOI: 10.15382/sturIV202058.11-19
В предлагаемой статье поднимается проблема соответствия методики организации школьного религиозного образования тем нормам, ценностям и принципам, которые лежат в основе религиозной педагогики. Автором обосновывается необходимость существования в образовательном пространстве современной школы феномена религиозного образования, исходя из той задачи, которую ставит современная педагогика перед школой, — всестороннее развитие личности, предполагающее в том числе духовное развитие. Именно религиозное образование, по мнению автора статьи, в наибольшей степени обеспечивает эту сторону развития личности, что свидетельствует о его необходимости. Решение проблемы духовного развития личности в процессе религиозного образования предполагает не только тщательный отбор его содержания, но не менее аккуратный, внимательный и профессиональный подход к методам, приемам и средствам обучения и воспитания учащихся. По мнению автора, важным является их соответствие парадигме той или иной религиозной педагогической культуры, ее ценностным установкам, идеям и принципам. Одновременно такой подход требует критического анализа иных педагогических идей, новаций и инноваций с целью применения в религиозном образовании тех из них, которые сущностно не противоречат традициям религиозной педагогической культуры и не вредят задаче духовного развития личности школьника. На некоторых конкретных примерах автором статьи показано, как те или иные педагогические идеи могут быть приняты или отклонены в религиозном (православном) образовании в силу их соотнесенности с традициями, ценностями и установками православной педагогической культуры.
православная педагогическая культура, религиозное образование, духовное развитие личности
  1. Гутнер Г. Б. Теология и идентичность. Замечания о месте теологии в современном образовании // Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М., 2018. С. 93–102.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М., 2007.
  4. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Теология в образовании и науке: развитие отрасли. Ч. 1. Теология в системе университетского образования: проблемы и перспективы // Теология и образование. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М., 2019. С. 14–19.
  5. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М., 2013.
  6. Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм. Киев, 1882.
  7. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9–16.

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Соловьева Елена Евгеньевна; Попова Светлана Игоревна

Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника

Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 20-34

DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34
Статья посвящена актуальной проблеме — выявлению особенностей формирования гражданской идентичности школьника в процессе личностного развития. Гражданская идентичность рассматривается как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Поэтому осознание гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, народа, нации. В статье анализируется сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников: когнитивного (формирование образа Родины, представление о себе как гражданине и своих социальных ролях); ценностно-эмоционального (принадлежность к своему народу, гордость за страну); поведенческого (готовность к деятельности на благо Родины), а также их взаимодействие на основе эмпирических данных (в анкетировании приняли участие 502 учащихся общеобразовательных школ г. Череповца от 10 до 17 лет). К окончанию школы у учащихся сформирован когнитивный компонент гражданской идентичности. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимаются положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в конкретной жизненной ситуации часто занимают пассивную позицию, отстраняются от решения проблемы. Эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. Именно на уровне личного участия происходит разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Воспитание деятельного сочувствия у школьника становится сегодня важнейшей задачей педагога. Формирование гражданской идентичности школьников представлено на примере организации вожатско-волонтерской деятельности. Учащиеся под руководством вожатого активно включаются в выполнение доброго малого дела, несут ответственность за его результаты.
формирование гражданской идентичности, развитие личности школьника, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты гражданской идентичности
  1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44). С. 140–142.
  2. Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113–127.
  3. Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54–69.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  5. Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471–476.
  6. Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108–118.
  7. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. … д-ра пед. наук. М., 2016.
  8. Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13–21.
  9. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85–90.
  10. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20–40.
  11. Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5–19.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
  15. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011.
  16. Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15–26.
  17. Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

Соловьева Елена Евгеньевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-3730-0694;
Электронный адрес: esk63@mail.ru.

Попова Светлана Игоревна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Череповецкий государственный университет; Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2677-1917;
Электронный адрес: psvetlana2015@mail.ru.
Яковлева Мария Григорьевна

Микросоциум как фактор виктимизации человека

Яковлева М. Г. Микросоциум как фактор виктимизации человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 35-45

DOI: 10.15382/sturIV202058.35-45
В предлагаемой статье впервые дается характеристика микросоциума как фактора превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Приводятся статистические данные зарубежных и отечественных исследований, а также анализируются социально-психологические, социологические, урбанистические, криминологические и энвайронментальные теории, выявляющие непосредственную зависимость между условиями жизни в городских кварталах (т. е. пространствах, масштабы которых совпадают с границами микросоциума) и виктимизацией проживающих там людей. Выделяются и описываются признаки виктимогенности городских микросоциумов, а именно: актуальная криминогенная обстановка микросоциума; пространственные характеристики, увеличивающие риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации; низкое качество жизни и достатка членов микросоциума; низкий уровень коллективной эффективности; архитектурно-планировочные особенности застройки микросоциумов; нестабильность и гендерный дисбаланс; противоправный характер повседневной деятельности членов микросоциумов. Описываются первичные и вторичные последствия виктимизации человека в микросоциуме. В заключении делается вывод, согласно которому вышеперечисленные признаки прямо или косвенно влияют на здоровье людей, их психику, в частности на уровень агрессивности, стрессоустойчивости, а также создают специфический социально-психологический климат, определяющий количество потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации внутри микросоциумов. Настоящая статья дополняет существующие представления о микросоциуме как факторе социализации и будет полезна социальным педагогам, психологам, социологам и студентам.
социализация, социальная педагогика, социально-педагогическая виктимология, виктимизация, виктимогенность, жертвы неблагоприятных условий социализации, микросоциум, социальные девиации, преступность, первичные и вторичные последствия виктимизации
  1. Мудрик А. В. Социализация человека. М.; Воронеж, 2010.
  2. Прокуратура города Москвы. Статистика. URL: http://www.mosproc.ru/statistics/ (дата обращения: 25.03.2019).
  3. Gibson C., Morris Z., Beaver K. Secondary Exposure to Violence during Childhood and Adolescence: Does Neighborhood Context Matter? // Justice Quarterly. 2009. № 26. P. 30–57.
  4. Hindelang M. S., Gottfredson M., Garofalo J. Victims of personal crime. Cambridge, 1978.
  5. Newman O. Defensible space. Crime Prevention through Urban Design. New York, 1973.
  6. Park R., Burgess E. W., McKenzie R. D. The City. Chicago, 1925.
  7. Regoli R. M., Hewitt J. D., DeLisi M. Delinquency in Society. Burlington, 2016.
  8. Rose D. R., Clear T. R. Incarceration, social capital, and crime: Implications for social disorganization theory // Criminology. 1998. № 36. P. 441–480.
  9. Ruback R. B., Thompson M. R. Social and Psychological Consequences of Violent Victimization. London; New Delhi, 2001.
  10. Sampson R. J., Lauritsen J. L. Violent victimization and off ending: Individual-, situational-, and community-level risk factors // Understanding and preventing violence / Reiss A. J.,
  11. Roth J. A., eds. Vol. 3. Washington, 1994. P. 1–114.
  12. Sampson R. J., Raudenbush S. W., Earls F. Neighborhoods and violent crime: A multilevel study of collective effi cacy // Science. 1997. Vol. 277. P. 918–924.
  13. Sharkey P. T. Navigating Dangerous Streets: The Sources and Consequences of Street Effi cacy // American Sociological Review. 2006. № 71. P. 826–846.
  14. Siegel L. G. Criminology: The Core. Belmont, 2010.
  15. Skogan W. G. Disorder and decline: Crime and the spiral of decay in American neighborhood. New York, 1990.
  16. Taylor R., Hale M. Testing alternative models of fear of crime // Journal of Criminal Law and Criminology. 1986. № 77. P. 151–189.
  17. Wilson J. Q., Kelling G. L. Broken Windows. The Police and Neighborhood Safety // The Atlantic Monthly. 1982. № 249 (3). P. 29–38.

Яковлева Мария Григорьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6;
ORCID: 0000-0003-1335-5874;
Электронный адрес: petrinamg@mail.ru.
Публикация подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 20-013-00247.
Ивлянова Екатерина Александровна

Азы православия в первых русских печатных азбуках XVI века

Ивлянова Е. А. Азы православия в первых русских печатных азбуках XVI века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 46-56

DOI: 10.15382/sturIV202058.46-56
Исследование первопечатных букварей и азбук на протяжении многих лет занимало пристальное внимание ученых. В большинстве случаев исследования посвящены вопросам истории появления первых печатных книг, рассмотрению методики обучения детей грамматике, конструированию этих учебных пособий, проблемам духовно-нравственного воспитания детей через первую книгу. В представленной статье говорится о первых печатных учебных книгах — азбуках — как источниках религиозного образования. В качестве источников исследования в статье рассмотрены западноевропейский букварь, изданный в Германии в 1561 г., азбука Ивана Федорова от 1578 г., азбука Зизания Лаврентия от 1596 г. Автор выполнил сравнительный анализ этих учебных книг, подчеркнув принципиальные конфессиональные отличия западноевропейского издания от русских. Специфика статьи потребовала применения сравнительно-исторического метода, предполагающего сопоставление объектов, существовавших в разных географических точках, сущностных особенностей этих объектов. В исследовании приводятся и сопоставляются данные по религиозной тематике в первых печатных азбуках и букварях. При анализе религиозного содержания первых учебных книг применялся также аналитико-тематический метод для выявления тематических характеристик, тематической рубрикации букваря и азбук. В результате исследования можно сделать вывод о том, что первые русские печатные азбуки в качестве образцов имели западноевропейские книги, предлагали обучающимся по ним определенный набор религиозных знаний, носящих катехизический характер.
церковная школа, православное образование, основы православного вероучения, катехизис, печатная книга, азбука, духовное и нравственное воспитание
  1. Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте — букварей и азбук XVI — первой четверти XVIII в. // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 50–77.
  2. Беленчук Л. Н. Педагогические идеи Московского государства XVI в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 3 (43). С. 61–73.
  3. Букварь. Табла за дицу. Тюбинген, 1561.
  4. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры: учебное пособие. М., 2013.
  5. Дивногорцева С. Ю. Православная культура в русских букварях и азбуках дореволюционного периода // Пасхальные чтения: Материалы XIV Межвузовской научнометодической конференции. М., 2017. С. 56–61.
  6. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. № 1 (20). С. 71–80.
  7. Дивногорцева С. Ю. Традиции православной культуры и фольклор в русских букварях и азбуках // Феномен творческой личности в культуре: Материалы XVII Международной научной конференции. М., 2017. С. 142–150.
  8. Зизаний Л. Азбука. Вильна, 1596.
  9. Кизеветтер А. А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904.
  10. Мошкова Л. В. «Ветер с запада»: к вопросу о европейском влиянии на восточнославянские буквари XVI — первой трети XVII в. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 4 (7). С. 30–39.
  11. Мумрикова Л. И. Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках (2-й половины XVI — начала XXI в.): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007.
  12. Немировский Е. Л. Острожская азбука Ивана Федорова. Исследование, словоуказатель. М., 1983.
  13. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта 1491–2000. Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 2. Кн. 1. 1551–1592. М., 2011.
  14. Починская И. В. Книгопечатание Московского государства второй половины XVI — начала XVII в. в отечественной историографии: концепции, проблемы, гипотезы: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.09. Екатеринбург, 2013.
  15. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2009.

Ивлянова Екатерина Александровна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воскресная школа при храме святителя Димитрия Ростовского в Очакове; Российская Федерация, 119519, г. Москва, 1-я Чоботовская аллея, д. 22 а, стр. 2;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фондом развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Пашкова Татьяна Ильинична

Учебные руководства по отечественной истории для средних учебных заведений в каталогах Министерства народного просвещения (1860-е – 1916 гг.)

Пашкова Т. И. Учебные руководства по отечественной истории для средних учебных заведений в каталогах Министерства народного просвещения (1860-е – 1916 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 57-73

DOI: 10.15382/sturIV202058.57-73
Статья посвящена изучению учебников по русской истории для средней школы, рекомендованных к использованию Министерством народного просвещения. Цель исследования заключается в общей характеристике совокупного контента этих книг, анализе структуры и динамики авторского состава, статуса и длительности бытования в составе министерских каталогов. В результате автор приходит к выводу, что ситуация с учебниками по русской истории в течение рассмотренного периода претерпела существенную эволюцию. В первой половине XIX в. наблюдался острый дефицит учебной литературы для средней школы, министерство официально одобрило только две книги известных историков И. К. Кайданова и Н. Г. Устрялова. Начиная с 1880-х гг., число авторов, издававших руководства по русской истории, и количество самих книг, имевших параллельное хождение, стало резко возрастать. Министерство допускало использование в практике преподавания не только учебников профессиональных ученых, но и рядовых учителей гимназий и реальных училищ (как столичных, так и провинциальных). Тем самым учебным заведениям теоретически предоставлялся широкий выбор руководств. В ходе исследования был выявлен круг наиболее успешных авторов, чьи учебники удерживались в ведомственных каталогах десятилетиями. С другой стороны, некоторые книги попадали в реестры на очень короткий срок, иногда однократно. Но вне зависимости от длительности сроков поддержки авторов министерством, большинство многократно переиздавало свои тексты, что косвенно может свидетельствовать о востребованности последних в школьном преподавании. Изучение министерских каталогов учебных книг позволяет выявить определенные приоритеты ведомства в отношении содержания и способа подачи материала по отечественной истории, а также требования к технической стороне учебников.
Министерство народного просвещения, Ученый комитет, каталоги учебных книг, учебники по русской истории
  1. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса гимназий (мужских и женских) и реальных училищ, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт. 5-е изд., 1897; 7-е изд., 1901; 8-е изд., 1904; 9-е изд., 1907.
  2. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий Министерства народного просвещения, для 4 класса городских училищ, для приготовительного класса учительских семинарий и иных учебных заведений с соответствующим курсом отечественной истории. Кронштадт, 1881.
  3. Баженов Н. А. Учебник русской истории для 3 класса женских гимназий и прогимназий, для старших классов Мариинских женских училищ, для старших классов городских училищ и для 1 и 2 классов мужских гимназий и реальных училищ. 9-е изд. Кронштадт, 1907.
  4. Беллярминов И. И. Руководство к русской истории с пополнениями из всеобщей. Курс женских прогимназий и низших классов гимназий, составленный применительно к примерной программе, утвержденной министром народного просвещения. 6-е изд. СПб., 1884; 7-е изд. СПб, 1887; 15-е изд. СПб., 1901; 16-е изд. СПб., 1902; 17-е изд. СПб., 1904; 19-е изд. СПб., 1907; 21-е изд. СПб., 1911.
  5. Беллярминов И. И. Элементарный курс русской истории. 4-е изд. СПб., 1894; 7-е изд. СПб., 1900; 8-е изд. СПб., 1902; 11-е изд. СПб., 1907; 14-е изд. СПб., 1910.
  6. Богословский М. М. Учебник русской истории. Курс 4 класса гимназий и реальных училищ. М., 1915.
  7. Боргман А. И. Отечественная история для младших классов средних учебных заведений. СПб., 1914.
  8. Боргман А. И. Повторительный и дополнительный курс русской истории (обзор русской культуры). Пг., 1915.
  9. Боргман А. И. Учебная книга по русской истории. Руководство для старших классов средних учебных заведений. СПб., 1912. Ч. 1; СПб., 1913. Ч. 2.
  10. Владимирский В. В. Русская история. Курс элементарный. СПб., 1914.
  11. Володина Т. А. Учебная литература по отечественной истории как предмет историографии (середина XVIII — конец XIX в.): дис. … д-ра ист. наук. М., 2004.
  12. Георгиевский А. И. К истории Ученого комитета Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
  13. Добрынин К. И. Краткий курс русской истории (с дополнениями из всеобщей). Для третьего класса женских гимназий. М., 1911.
  14. Дополнительный каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1886.
  15. Дучинский Н. П. Русская история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1914.
  16. Елпатьевский К. В. Учебник русской истории с приложением родословной и хронологической таблиц и указателем личных имен. 2-е изд. СПб., 1891; 5-е изд. СПб., 1898; 6-е изд. СПб., 1900; 7-е изд. СПб., 1901; 9-е изд. СПб., 1904; 13-е изд. СПб., 1912.
  17. Ефименко А. Я. Учебник русской истории. Для старших классов среднеучебных заведений. СПб., 1909.
  18. Ефименко А. Я. Элементарный учебник русской истории. Курс эпизодический для младших классов среднеучебных заведений и городских училищ. СПб., 1911; 4-е изд. Пг., 1914.
  19. Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс для старших классов средних учебных заведений и для самообразования. 3-е изд. СПб., 1909; 4-е изд. СПб., 1911.
  20. Иванов К. А. Учебник русской истории. Систематический курс. СПб., 1906.
  21. Иловайский Д. И. Краткие очерки русской истории, приспособленные к курсу средних учебных заведений. 5-е изд. М., 1865; 9-е изд. М., 1868; 34-е изд. М., 1901.
  22. Иловайский Д. И. Руководство к русской истории. Средний курс. 40-е изд. М., 1901.
  23. Иловайский Д. И. Сокращенное руководство к русской истории для младшего возраста. М., 1864.
  24. Кайданов И. К. Начертание истории государства Российского. СПб., 1834.
  25. Катаев И. М. Учебник русской истории для средних учебных заведений. 3-е изд. М., 1911. Вып. 1.
  26. Каталог книгам и учебным пособиям, допущенным к употреблению по учебным заведениям Министерства народного просвещения, с указанием цен покупных и рассылочных, а также мест и лиц, от которых они приобретаются // РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 36 об.
  27. Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1854.
  28. Каталог книгам и учебным пособиям, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, и другим книгам, находящимся в книжном магазине Департамента народного просвещения. СПб., 1858.
  29. Каталог книгам, употребляемым в гимназиях, уездных и приходских училищах, с оценкой оных на серебро, 1848 г. // РГИА. Ф 733. Оп. 87. Д. 326. Л. 9.
  30. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1903 г.). СПб., 1903.
  31. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1908 г.). СПб., 1908.
  32. Каталог учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1913 г.). СПб., 1913.
  33. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // Журнал Министерства народного просвещения (далее — ЖМНП). 1865. Ч. CXXVII. Июль. Отд. I.
  34. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1866. Ч. CXXX. Апрель. Отд. I. С. 47.
  35. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП // ЖМНП. 1875. Ч. CLXXXI. Октябрь. Отд. I. С. 2.
  36. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП с приложением списка книг, одобренных для реальных училищ // ЖМНП. 1878. Ч. CXCVII. Май. Отд. I. С. 2.
  37. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1881.
  38. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1882.
  39. Каталог учебных руководств и пособий, которые могут быть употребляемы в гимназиях и прогимназиях ведомства МНП. СПб., 1884.
  40. Каталог учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1899 г.). СПб., 1899.
  41. Коваленский М. Н. Учебник русской истории для старших классов среднеучебных заведений. М., 1912. Ч. 1–2.
  42. Кубалов Б. Г. Систематический курс русской истории. 2-е изд. Одесса, 1915. Ч. 1.
  43. Либен П. Ф., Шуйская А. П. Краткий курс русской истории. С приложением родословных и хронологических таблиц и восьми карт. 3-е изд. СПб., 1893.
  44. Метельский В. Г. Отечественная история. Элементарный курс. Руководство для учащихся в младших классах гимназий и реальных училищ. Одесса, 1903. Ч. 1; Одесса, 1904. Ч. 2.
  45. Метельский В. Г. Русская история. Элементарный курс для женских гимназий. Николаев, 1908; 2-е изд. Николаев, 1909; 4-е изд. Николаев, 1914.
  46. Мостовский А. Краткие очерки истории России. 4-е изд. Рига, 1892; 5-е изд. Рига, 1904. Обозрение русской истории от начала Руси до наших дней. Рига и Дерпт, 1877.
  47. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1912. Новая серия. Ч. XL. Сентябрь. Отд. I. С. 118.
  48. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1913. Новая серия. Ч. XLIV. Апрель. Отд. I. С. 133.
  49. Определения Основного отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1914. Новая серия. Ч. LII. Сентябрь. Отд. I. С. 80.
  50. Определения Особого отдела Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1888. Ч. CCLVI. Апрель. Отд. I. С. 33.
  51. Определения Ученого комитета МНП // ЖМНП. 1878. Ч. CXCIX. Октябрь. Отд. 1. С. 188.
  52. Орловский А. Я. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX — начале XX в. (опыт создания и методического построения): дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
  53. Острогорский М. Я. Учебник русской истории. Элементарный курс. Для третьего класса гимназий и реальных училищ. 4-е изд. СПб., 1899; 6-е изд. СПб., 1902; 7-е изд. СПб., 1903; 9-е изд. СПб., 1905; 15-е изд., 1907; 22-е изд. СПб., 1910.
  54. От Министерства народного просвещения // ЖМНП. 1902. Ч. CCCXXXIX. Февраль. Отд. I. С. 201–204.
  55. Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: к истории возникновения (1830-е — 1860-е гг.) // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 257–275.
  56. Пашкова Т. И., Каменева Е. А., Карасев Е. А., Куцевалов Н. А., Русскова Д. Е. Каталоги учебных книг для средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения: принципы составления, структура, эволюция (вторая половина XIX — начало XX в.) // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 276–293.
  57. Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, рекомендованных, одобренных и допущенных для употребления в средних учебных заведениях ведомства МНП (с 1 января 1899 по 1 января 1900 г.). СПб., 1900.
  58. Первое дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1909 г.). СПб., 1909.
  59. Первое дополнение к каталогу учебных руководств, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 апреля 1914 г.). СПб., 1914.
  60. Платонов С. Ф. Сокращенный курс русской истории для средней школы. Упрощенное и сокращенное руководство для IV, V и VI классов мужских гимназий и для других учебных заведений. СПб., 1914; 2-е изд. Пг., 1915.
  61. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Курс систематический. СПб., 1909. Ч. 1; 3-е изд. СПб., 1910; 4-е изд. СПб., 1911; 5-е изд. СПб., 1913.
  62. Полевой П. Н. Русская история для мужских средних учебных заведений. Курс систематический. СПб., 1890; 4-е изд. СПб., 1900.
  63. Поникарова Н. М. Министерство народного просвещения и школьное образование по русской истории. 1864–1917: дис. … канд. ист. наук. М., 2005.
  64. Попелишев В. Е. Отечественная история. Курс элементарный. Для младших классов средних учебных заведений и для начальных училищ. СПб., 1914.
  65. Преображенский Г. Н. Эпизодический курс отечественной истории. Ярославль, 1885.
  66. Приселков М. Д. Русская история. Учебная книга для VII–VIII классов мужских гимназий и VII классов реальных училищ. М., 1915.
  67. Пузицкий В. А. Отечественная история в рассказах. Для младших классов средних учебных заведений. М., 1902.
  68. Рассказы из русской истории, составленные комиссией преподающих историю в средних учебных заведениях г. Тифлиса. Курс 1 и 2 классов средних учебных заведений. Тифлис, 1902.
  69. Рождественский С. Е. Отечественная история в связи со всеобщею (средней и новой).
  70. Курс средних учебных заведений. 2-е изд. СПб., 1873; 3-е изд. СПб., 1873; 6-е изд. СПб., 1880.
  71. Рождественский С. Е. Отечественная история. Курс средних учебных заведений. 6-е изд. СПб., 1880; 11-е изд. СПб., 1900.
  72. Романовский В. Е. Руководство по русской истории. Для старших классов средней школы и для самообразования. М., 1911. Ч. 1–2.
  73. Сальников А. Н. Краткий обзор русской истории. Курс городских училищ. СПб., 1895.
  74. Сальников А. Н. Краткий учебник русской истории в биографических очерках. Курс младшего возраста. 2-е изд. СПб., 1893; 5-е изд. СПб., 1902.
  75. Сальников А. Н. Руководство к отечественной истории. Курс младших классов гимназий и реальных училищ. СПб., 1902.
  76. Скворцов И. В. Русская история для старших классов среднеучебных заведений и самообразования. СПб., 1907; 3-е изд. СПб., 1913.
  77. Скворцов И. В. Учебник русской истории. Систематический курс. Для средних учебных заведений. 4-е изд. М., 1914. Ч. 1–3.
  78. Смирнов Ф. А. Иллюстрированная русская история. Первоначальный курс. 2-е изд. СПб., 1908.
  79. Соловьев С. М. Учебная книга русской истории. 4-е изд. М., 1863; 7-е изд. М., 1867; 8-е изд. М., 1880; 9-е изд. М., 1887.
  80. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX — начала XX в. М., 2016.
  81. Третье дополнение к каталогу учебных руководств и пособий, допущенных к употреблению в средних учебных заведениях ведомства МНП (по 1 января 1906 г.). СПб., 1906.
  82. Турцевич А. О. Русская история (в связи с историей Великого княжества литовского). Курс 3 класса гимназий и реальных училищ. 2-е изд. Вильна, 1895; 4-е изд. Вильна, 1899; 6-е изд. Вильна, 1901; 7-е изд. Вильна, 1903; 8-е изд. Вильна, 1905; 9-е изд. Вильна, 1906; 10-е изд. Вильна, 1908; 11-е изд. Вильна, 1909; 12-е изд. Вильна, 1910; 14-е изд. Вильна, 1912; 15-е изд. Вильна, 1913; 16-е изд. Вильна, 1914.
  83. Устрялов Н. Г. Руководство к первоначальному изучению русской истории. 9-е изд. СПб., 1854.
  84. Устрялов Н. Г. Начертание русской истории. СПб., 1839; 10-е изд. СПб., 1857.
  85. Фармаковский В. И. Русская история с присовокуплением необходимых сведений из истории всеобщей. 2-е изд. Вятка, 1875; 8-е изд. Одесса, 1898.
  86. Фукс А. Н. Школьные учебники по отечественной истории как историографический феномен (конец XVII в. — вторая половина 1930-х гг.). М., 2017.
  87. Хандриков Н. В. Учебник русской истории. М., 1862.
  88. Циркуляр по Виленскому учебному округу. 1862. № 2 от 26 марта.
  89. Черепнин Н. П. Русская история. Курс эпизодический. Учебная книга для младших классов среднеучебных заведений и для городских училищ. СПб., 1913.
  90. Шуф А. К. Рассказы и биографические очерки из русской истории с кратким описанием древностей Москвы. Учебник для младшего возраста. 2-е изд. М., 1870.

Пашкова Татьяна Ильинична


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: РГПУ им. А.И. Герцена; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48;
Должность: доцент кафедры русской истории;
ORCID: 0000-0001-7504-6298;
Электронный адрес: tatianapashkova22@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-013-00260А «Историческая политика Министерства народного просвещения в зеркале учебных руководств и учебных пособий по отечественной истории для средней школы (XIX — начало XX в.)».
Куровская Юлия Геннадьевна

История учебной литературы для начальной школы: к развитию научных идей Виталия Григорьевича Безрогова

Куровская Ю. Г. История учебной литературы для начальной школы: к развитию научных идей Виталия Григорьевича Безрогова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 74-83

DOI: 10.15382/sturIV202058.74-83
В статье раскрыты основные стороны научного дара и творческого пути Виталия Григорьевича Безрогова. Представлены ключевые идеи его исследовательских изысканий — история учебной литературы для начальной школы в разные периоды развития культуры и образования. Среди основных направлений его научной деятельности в статье выделены следующие: изучение развития и специфики языковой картины мира, латентно изображенной в учебниках для начальной школы Германии в XVI–XVII вв., исследование особенностей урбанистического дискурса в учебной литературе для начальной школы России XX в. Описан концепт «Urbs» — «Город», изображенный в Orbis pictus Яна Амоса Коменского и сформированный его когнитивными признаками, которые в своем единстве отражают разные стороны урбанистического пространства. В Энциклопедии видимого мира Коменского город, пронизанный «духом геометрии», изящен в своей внутренней логике и строгости линий. Он подан ребенку как неотъемлемая составляющая мира человека, место его ментальной и физической силы и центр его жизненной энергии, среда его социализации и пространство его инкультурации; территория, где реализуются его природные и приобретаемые в городской жизни навыки и способности. Показана большая ценность научно-педагогического наследия Виталия Григорьевича Безрогова для современной педагогической науки и образования, представлены возможности развития идей ученого.
Виталий Григорьевич Безрогов, Comenius, история педагогики, научное наследие, начальное образование, языковая картина мира, урбанистический дискурс, ученик, учебник
  1. Безрогов В. Г. Die Un/Sichtbare Welt: рецепция Orbis Sensualium Pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. Т. 13. № 1. С. 220–284.
  2. Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах «Orbis sensualium pictus» Яна Амоса Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11–30.
  3. Безрогов В. Г. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории первых переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы). 2018. № 4. С. 29–59.
  4. Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653–1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Материалы международного научно-практического форума (Санкт-Петербург, 7–8 июня 2017 г.) / С. М. Марчукова, ред. СПб., 2017. С. 105–117.
  5. Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография / Р. С. Бозиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 171–175.
  6. Безрогов В. Г. Учебник среди историко-педагогических источников // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. науч. тр. международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2019. С. 246–252.
  7. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. К истории названий учебных книг как способов организации образовательной информации: Orbis pictus Коменского // Символическая вселенная ребенка: между информацией и знаниями: сб. науч. тр. СПб., 2016. С. 217–224.
  8. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сб. науч. тр. СПб., 2016. C. 298–306.
  9. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г., Левинсон К. А. Picturа et educatio в преддверии Коменского: иллюстрация между дробностью и целостностью в западноевропейских учебниках начала XVII в. // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 2 (42). С. 26–44.
  10. Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках. М., 1957.
  11. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.
  12. Numen. The Latin Lexicon. URL: https://latinlexicon.org/search_latin.php (дата обращения: 02.02.2020).

Куровская Юлия Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0001-7832-9402;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Кирикова Ольга Александровна; Костина Татьяна Владимировна

Предложение Г. Ф. В. Юнкера «касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (1735): к предыстории школьных реформ в России

Кирикова О. А., Костина Т. В. Предложение Г. Ф. В. Юнкера «касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (1735): к предыстории школьных реформ в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 84-106

DOI: 10.15382/sturIV202058.84-106
В середине 1730-х гг. в Петербургской академии наук обсуждалась идея создания комплекса учебных пособий на немецком и русском языках. Замысел получил частичное воплощение: учебники, опубликованные в 1738– 1748 гг., прочно вошли в число основных школьных пособий в России и были востребованы до сер. 1780-х гг. Прояснить масштаб и детали замысла помогает найденная в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН записка Г. Ф. В. Юнкера: «Покорнейшее предложение главному командиру Академии наук Вашему превосходительству г-ну камергеру фон Корфу и всем ее членам касательно введения одинаковых книг во всех школах Российской империи» (Unmaaßgeblicher Vorschlag an Еr. Excell. der Herrn Cammer-Herrn von Korff , als Chef, und die sämtlichen Glieder der Academie der Wissenschaften, die Einführung gleicher Bücher in die sämtlichen Schulen der Russischen Reiches betreff end, 1735).В статье пересматривается биография Юнкера, уточненные данные которой впервые вписываются в контекст истории педагогики в России, анализируется содержание записки. Она представляет собой оригинальный проект, насыщенный идеями, актуальными в условиях развития педагогической мысли в России: многошрифтность и мультилингвальность букварей, публикация хрестоматии из текстов образцовых авторов, представляющих не только классическую латинскую, но и новые немецкую и французскую литературы и др. Некоторые описанные в проекте идеи оказались впоследствии реализованными, хотя приоритет Юнкера в их высказывании и влияние на реализацию неочевидны. Введение в научный оборот содержания записки позволяет расширить представление о развитии педагогической мысли в России и участии Академии наук в процессе ее становления.
XVIII век, история образования, история Петербургской академии наук, история учебных пособий, И. А. Корф, Г. Ф. В. Юнкер
  1. Алексеева Н. Ю. Петербургский немецкий поэт Г. В. Фр. Юнкер // XVIII век. СПб., 2002. Сб. 22. С. 8–27.
  2. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в XVII–XVIII веках. СПб., 2005.
  3. База данных Эрика Амбургера. URL: https://amburger.ios-regensburg.de/index.php?id=52186 (дата обращения: 04.02.2020).
  4. Безрогов В. Г. Die un/sichtbare Welt: рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. № 1. С. 220–284.
  5. Безрогов В. Г. XVII век в Северной и Центральной Европе: рационализм, эрудиция и местный говор // Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus: коллективная монография / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017. С. 270–358.
  6. Герман Я., Делиль Ж. Н. Сокращение математическое ко употреблению его величества императора всея России. [Перевел с французскаго И. С. Горлицкий]. Ч. 1–3. СПб., 1728–[1730].
  7. Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М., 2010.
  8. Его императорскаго величества Генеральный регламент или Устав. По которому государственные коллегии, також и все оных прина[д]лежащих к ним канцеляреи, и кантор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнеише поступать имеют. 3-м тиснением. [СПб.: Печ. при Имп. Акад. наук, 1735].
  9. Живов В. М. История языка русской письменности: в 2 т. М., 2017. Т. 2.
  10. Кирикова О. А. Школьный проект профессора Г. Ф. В. Юнкера (1735) // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Материалы XL Международной годичной научной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН (28 октября — 1 ноября 2019 г.). СПб., 2019. С. 90–91.
  11. Кирикова О. А., Костина Т. В. Учебные книги в гимназии Академии наук 1730-х гг. // Детские чтения. 2018. № 1. С. 194–219.
  12. Коршунова Н. В. Школьная реформа Екатерины II // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 107–114.
  13. Костин А. А. Крестик, черточка, точка: учебные пособия Академии наук 1730-х годов и их прусские контексты // Pedagogik — Педагогика: русско-немецкие контакты в XVIII–XX вв. / С. Г. Маслинская, отв. ред. СПб., 2020 (в печати).
  14. Костин А. А., Костина Т. В. «Русский автор» в 1739 году: Т. 3. Байер, И. И. Тауберт и формирование русского школьного канона // Slověne = Словѣне: International Journal of Slavic Studies. 2019. Vol. 8. № 2. С. 163–197.
  15. Крамер М. Новыя французские немецкие и российские разговоры Матвея Крамера / Переведенные на российской язык в пользу российскаго юношества Иосифом Гандини. М., 1782.
  16. Крафт Г. В. Краткое руководство к теоретической геометрии в пользу учащагося в гимназии при Императорской Академии наук российскаго юношества, сочинено тойже Академии наук членом Георгом Волфгангом Крафтом, и переведено с немецкаго языка переводчиком Иваном Голубцовым. СПб., 1748.
  17. Крафт Г. В. Краткое руководство к математической и натуральной географии с употреблением земнаго глобуса и ландкарт, сочинено в пользу российскаго юношества. Переведено с немецкаго языка [Иваном Голубцовым]. СПб., 1739.
  18. Крафт Г. В. Краткое руководство к познанию простых и сложных машин cочиненное для употребления российскаго юношества. Переведено с немецкаго языка чрез Василья Адодурова адъюнкта при Академии наук. СПб., 1738.
  19. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 2: (1731–1735). СПб., 1886.
  20. Материалы для истории Императорской Академии наук. Т. 6. СПб., 1890.
  21. Миллер Г. Ф. Избранные труды / С. С. Илизарова, сост., статья, примечания. М., 2006.
  22. Немировский Е. Л., Шустова Ю. Э. Кириллические Азбуки и Буквари XVI–XVIII вв.: библиографический свод изданий // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): сб. науч. ст. и матер. / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. С. 185–337.
  23. Описание великои иллуминации в 28 генваря 1733 года. Яко в высокии день рождения... государыни Анны Иоанновны... При феиэрверке в Санктпетербурге представленныя. [СПб.]: Печ. при Имп. Акад. наук, [1733].
  24. Прейслер И. Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. Ч. 1–3, изданная от Иоанна Даниила Прейслера, управителя Нирнбергской академии живописного художества. Пер. с нем. яз. при Акад. наук. St. Petersburg: gedruckt bey der Kaiserl. Academie der Wissenschaff ten, 1734.
  25. Протоколы заседаний Конференции Академии наук с 1725 по 1803 г. Т. 1. СПб., 1897.
  26. Пумпянский Л. В. Тредиаковский и немецкая школа разума // Западный сборник / В. М. Жирмунский, ред. М.; Л., 1936. С. 157–186.
  27. Рамазанова Д. Н., Шустова Ю. Э. Кириллические Буквари из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки: описание изданий и экземпляров. М., 2018.
  28. Ржеуцкий В. С. Воспитание и образование // Всемирная история. Т. 4. Мир в XVIII веке / С. Я. Карп, отв. ред. М., 2013. С. 161–179.
  29. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. СПб., 1912.
  30. Сергеев М. Л. К вопросу о значении немецких учебных пособий для преподавания французского языка в России в XVIII в. // Journal of applied linguistics and lexicography. 2019. Vol. 1. № 1. C. 102–116.
  31. Смагина Г. И. Академия наук и создание учебной литературы в XVIII в. // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков / Ж. И. Алферов, отв. ред. СПб., 2010. С. 11–38.
  32. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. С предисловием и указателями Нила Попова. М., 1887.
  33. Уложение по которому суд и расправа во всяких делах в Российском государстве производится, сочиненное и напечатанное при владении е. в. государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца в лето от сотворения мира 7156. Издано 2-м тиснением. [СПб.]: При Имп. Акад. наук, 1737.
  34. Уставы Академии наук СССР. М., 1974.
  35. Ученые записки Императорской АН по первому и третьему отделениям. СПб., 1853. Т. 1. Вып. 4.
  36. Шмидт Х. Русская тема в научной публицистике г. Галле и Галльского университета в середине XVIII в. // XVIII век. Т. 21. Памяти Павла Наумовича Беркова (1896–1969). СПб., 1999. С. 108–118.
  37. [Joachim Lange], Colloquia Scholastica, Школьные разговоры, Schul-Gespräche, Dialogues. СПб., 1738.
  38. [Schütz S.] Reales Staats-Zeitungs- und Conversations-Lexicon, darinnen so wohl Die Religion und geistlichen Orden, die Reiche und Staaten, Meere, Seen, Insuln, Flüsse, Städte, Festungen, Schlösser… Nebst vollständigen registern, und einer ausführlichen Vorrede Herrn Johann Hübners, Rectoris zu S. Johannis in Hamburg, usw. Leipzig, 1732.
  39. Amburger E. Die nichtrussischen Schüler des Akademischen Gymnasiums in St. Petersburg 1726–1750 // Beiträge zur Geschichte der deutsch-russischen kulturellen Beziehungen. Giessen, 1961. S. 184–213.
  40. Bayer G.S. Auszug der älteren Staats-Geschichte: Zum Gebrauch Ihro Kayserl. Majestät Petri des II., Kaysers und Souverains von gantz Rußland, etc. etc. etc. St. Petersburg: Akademie der Wissenschaften, 1728.
  41. Bittcher C. F. Pförtner Album: Verzeichniß sämmtlicher Lehrer und Schüler der Königl. Preuß.
  42. Landesschule Pforta vom Jahre 1543 bis 1843; Eine Denkschrift zur dritten Säkularfeier der Anstalt den 21. Mai 1843. Leipzig, 1843.
  43. Buddeus J. Fr. Allgemeines historisches Lexicon... Leipzig, 1709.
  44. Cellarius Ch. Antibarbarus Latinus in VII classes distributus: exemplis scriptorum tum Augustei æui, tum sequioris, ill. Cum indice verborum. Cizae, 1678.
  45. Compendium Grammaticae Latinae, Oder: Kurtzer Auszug aus der grösseren Lateinischen Grammatica Marchica: Zur Erlernung Der Lateinischen Sprache. Nebst einem Appendice etlicher aus den Classicis Auctoribus genommenen kurtzen Historien. Berlin, 1716.
  46. Dialogues Sur L'Eloquence En General Et Sur Celle De La Chaire En Articulier / Par feu Messire François De Salignac De La Motte Fenelon... Amsterdam, 1718.
  47. Dictionnaire de l’Académie françoise. Paris, 1694.
  48. Die Höchstvergnüglichste Mäyen-Lust, Solten, Als Der... Hr. Christian Juncker, Weltberühmter Philologus, Hochfürstl. ...Historiographus, des... Sächß. Gymnasii zu Altenburg... Director .. Sein Höchst-erfreuliches Nahmens-Fest, Den 14. Mäy 1714. mit vielen Vergnügen celebrirte, Aus obliegender Schuldigkeit glückwünschend erwegen Innenbenante. Altenburg, 1714.
  49. Die Teutsche Grammatica aus unterschiedenen Auctoribus zusammen getragen und der Russischen Jugend zum Besten heraus gegeben von dem Informatore der Teutschen Sprache bey dem St. Petersburgischen Gymnasio = Немецкая грамматика собранная из разных авторов и в пользу издана от учителя немецкаго языка при Санкт Петербургскои гимназии. [СПб.], 1730.
  50. Faber B. Thesaurus Eruditionis Scholasticae: Omnium Usui Et Disciplinis Omnibus Accommodatissimus... Lipsiæ, 1717.
  51. Frisch J.L. Nouveau Dictionaire des passagers françois-allemand et allemand-françois. Oder Neues frantzösisch-teutsches und teutsch-frantzösisches Wörter-Buch. Leipzig, 1712.
  52. Gottlieb Stolles Philos. Civil. Profes. P. O. in Acad. Ienensi Anleitung zur Historie der Gelahrheit, denen zum besten so den Fryen Fürsten und der Philosophie obliegen. Halle, 1718.
  53. Hederich B. Reales Schul-Lexicon, Worinne nicht allein Von den Ländern, Städten, Schlössern, Meeren, Seen, Flüssen, Brunnen u. d. g. Leipzig, 1717.
  54. Herrn von Hoff mannswaldau und andrer Deutschen auserlesener und bissher ungedruckter Gedichte: Benjamin Neukirchs Anthologie. Bd. 7: Nach dem Druck vom Jahre 1727 mit einer kritischen Einleitung und Lesarten; sowie einem Anhang Poetischer Staar-Stecher (1730) / hrsg. von Erika A. Metzger und Michael M. Metzger. Tübingen, 1991.
  55. Il nuovo Parlatorio Italiano-Tedesco, cioè Dialoghetti. Sopra ogni qualsivoglia sorte di Materie familiari: Molto piacevoli e brevi, per facilitarne l'Intelligenza e l'Imitazione à Coloro, che s'applicano ad imparare per Fondamento, una delle dette Lingue. Nürnberg, 1733.
  56. Juncker Ch. Grundlegung zur Kirchen-Historie, oder Kurtz-gefaßter Unterricht in der Kirchen-Historie Altes und Neues Testamentes biß auf gegenwärtiges Jahr 1710. Hamburg; Leipzig, 1710.
  57. Juncker Ch. Lineae primae eruditionis universae et historiae philosophicae ac speciatim earum disciplinarum Linea primae eruditionis universae et historicae philosophicae. Altenburgi, 1714.
  58. Keipert H. Der Fremdsprachenunterricht in der Frühzeit des Petersburger Akademie-Gymnasiums // Polata Knigopisnaia: an Information Bulletin Devoted to the Study of Early Slavic Books, Texts and Literatures. 1987. Vol. 16 (August). P. 68–82.
  59. Kirsch A. F. Abundantissimum Cornucopiae Linguae Latinae Et Germanicae Selectum... Noribergae, 1718.
  60. Kramer М. Nouveau Parlement, c’est-à-dire Dialogues François-Alemands/Neu Parlement […] Frantzösisch-Teutsche Gespräche. Nürnberg, 1699.
  61. La Touche P. L’Art de bien parler François. Qui comprend tout ce qui regarde la Grammaire, et les façons de parler douteuses... Amsterdam, 1710.
  62. Ludwigen G. Ordentliches Examen über die Universal-Historie... Leipzig, 1704.
  63. Madariaga I. de. The Foundation of the Russian Educational System by Catherina II // The Slavonic and East European Review. 1979. Vol. 57. № 3. Р. 369–395.
  64. Mencke J. B. Compendiöses Gelehrten-Lexicon... Leipzig, 1715.
  65. Neugebauer W. Absolutistischer Staat und Schulwirklichkeit in Brandenburg-Preussen. Berlin; New York, 1985.
  66. Otto E. Primae lineae notitiae rerum publicarum: in usum auditorum Everhardi Ottonis, Juris Civ. et Publ. Prof. Trajectini. Trajecti a. Rh.: Visch, 1726.
  67. Pufendorff S. Einleitung zu der Historie der vornehmsten Reiche und Staaten... Nach der Methode Herrn Samuel, Frey-Herrns von Puff endorff ... Frankfurt am Mayn, 1733.
  68. Rjéoutski V. Migrants and language learning in Russia (late 17th — fi rst part of 18th c.) // Paedagogica Historica. 2018. Vol. 54. Issue 6. P. 691–703.
  69. Samuelis Pufendorfi i Introductio ad Historiam Europaeam, Latine reddita a Jo. Frid. Cramero. Ultrajecti: Water, 1692.
  70. Schmotther G. Gründliche Anleitung zur Schreib-Übung In denen iezo bräuchlichen Teutsche Current-Cantzley und Fractur sowohl Latein- und Romanischen- als auch Französischen Schrifften, ingleichen Versal und Initial-Buchstaben auch Zugwercke: Der Jugend zum Besten gefertiget / durch Gottfried Schmotthern, Königl. u. Churf.-Sächß. Geheimen Cammer- Cantzlisten zu Dreßden; Alda in Kupfer gestochen und verlegt von Moritz Bodenehrn. [Dresden]: [Bodenehr], [1722].
  71. Vollständigere lateinische Grammatica Marchica: Jn welcher Zu den nöthigen Regeln nützliche
  72. Anmerckungen und gute Exempel gesetzet sind. Berlin, 1718.
  73. Walch J. G. Philosophisches Lexicon: Darinnen die in allen Theilen der Philosophie, als Logic, Metaphysic, Physic, Pneumatic, Ethic, natürlichen Theologie und Rechts-Gelehrsamkeit, wie auch Politic führkommenden Materien und Kunst-Wörter erkläret, und aus der Historie erläutert... Leipzig, 1726.
  74. Winter E. Halle als Ausgangspunkt der deutschen Russlandkunde in 18. Jahrhundert. Berlin, 1953.
  75. Wolff Ch. Mathematisches Lexicon, Darinnen die in allen Theilen der Mathematick üblichen Kunst-Wörter erkläret und zur Historie der Mathematischen Wissenschaff ten dienliche Nachrichten ertheilet, Auch die Schriff ten, wo jede Materie ausgeführet zu fi nden, angeführet werden. Leipzig, 1716.

Кирикова Ольга Александровна


Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Санкт-Петербургский филиал Архива РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 1;
Должность: старший научный сотрудник Отдела информационного обслуживания;
ORCID: 0000-0002-2527-5815;
Электронный адрес: kirikova.o@bk.ru.

Костина Татьяна Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Санкт-Петербургский институт истории (Дом Н.П. Лихачева) РАН; Российская Федерация, 197110, г. Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 7;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5136-4328;
Электронный адрес: tanyabizyaeva@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-013-00595.
Шор Татьяна Кузминична

Учительские семинарии в Прибалтике в начале ХХ в.

Шор Т. К. Учительские семинарии в Прибалтике в начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 107-128

DOI: 10.15382/sturIV202058.107-128
В статье раскрывается устройство и деятельность учительских семинарий в Прибалтийских губерниях в начале ХХ в. Конец XIX — начало XX в. характеризуется интенсивным развитием системы всеобуча в Российской империи, и наибольшее развитие она получила на западных окраинах, где по переписи 1897 г. наблюдался самый большой процент грамотности коренного населения. К этому времени учительские семинарии в Прибалтике имели уже некоторую традицию в русле прусских образцов воспитания учителей элементарных лютеранских школ. Они содержались на средства местного дворянства. Занятия велись на немецком, латышском и эстонском языках. В 1870 г. была образована первая правительственная Прибалтийская учительская семинария с русским языком обучения. Перед началом Первой мировой войны учитель-ские семинарии с русским языком обучения работали в трех прибалтийских губерниях: две в Курляндии (Прибалтийская, год основания 1870 и Илукстская, 1910), две в Лифляндии (Юрьевская, 1878 и Вольмарская, 1894) и одна в Эстляндии (Везенбергская, 1912). На 1 января 1914 г. в них обучались 449 человек, 100 воспитанников окончили полный курс со званием учителя начальной школы и 117 были приняты в число учеников. Планировалось открыть женскую учительскую семинарию в Выру. В связи с эвакуацией учебных заведений с оккупированных западных территорий сеть местных учительских семинарий перестала выполнять свою основную функцию обеспечения кадрами местных правительственных школ. С 1918 г. в Эстонии и Латвии учительские семинарии с русским языком обучения прекратили свою деятельность.
учительские семинарии, Прибалтика, Латвия, Эстония, Голдинген, Юрьев, Валка, Вольмар, Илуксте, Везенберг
  1. Демков М. И. История русской педагогики. Ч. I. Древне-русская педагогика (X–XVII вв.). Ревель, 1895; 2-е изд., испр. Ревель, 1899.
  2. Жуков Л. И. Подготовка народных учителей в Лифляндской и Курляндской губерниях в эпоху капитализма. Рига, 1980.
  3. Иванов И. И., Каллистратов М. А. Выдающиеся русские латвийцы. Биографический справочник. Рига, 2008.
  4. Классовская О. А. Отечественные учебники по педагогике как средство профессионального образования учителей: вторая половина XIX — начало XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2006.
  5. Московкин В. М., Садовски М. В. Роль учебного пособия П. Е. Рощина «Очерк главных практических положений педагогики, дидактики и методики, примененной к учебным предметам начального образования» в системе дореволюционного российского образования // Alma mater. Вузовская наука. Вестник высшей школы. 2017. № 8. С. 114–118.
  6. Мурников Л. С. Развитие просвещения в среде старообрядцев в Прибалтийском крае и открытие Иллукстской учительской семинарии // Труды Всероссийского съезда по народному образованию Христиан-старообрядцев поморцев, бывшего в Двинске (Витебской губ.). 3–5 июля 1911 г. / В. З. Яксанов, ред. Саратов, 1912. С. 118, 122.
  7. Пассит Наталия. Из истории православного рода Пасситов. С. 22. URL: https://www.russkije.lv/fi les/images/text/Passit/WWW-Passit_rev-xxx.pdf (дата обращения: 24.05.2020).
  8. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. Т. XXV: 1905. СПб., 1908.
  9. Правила для учительских семинарий Рижского учебного округа и правила относительно пользования книгами из библиотек оных. Рига, 1895.
  10. Сборник распоряжений по Рижскому учебному округу. 1910 и 1911 годы. Рига, 1913.
  11. Смирнова Л. В. К 155-летию со дня рождения Михаила Ивановича Демкова // Историко-педагогический журнал. 2014. № 2. С. 20–25.
  12. Список гражданским чинам четвертого класса на 1915 год. Пг., 1915.
  13. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1988. Т. 2.
  14. Фейгмане Т. Д. Депутаты-старообрядцы в Латвийском Сейме // Русские в Латвии. Вып. 3. Из истории и культуры староверия. Рига, 2003. С. 183–205.
  15. Циркуляр по Рижскому учебному округу. Январь-февраль 1912 года, № 1–2.
  16. Arhiivijuht II. Haridus. Teadus. Kirik / koost. Lea Teedema. Tartu, 2006.
  17. Baltischer Schul-Almanach für das Jahr 1876 / C. Mickwitz, C. Treff ner, hrsg. Dorpat, 1875.
  18. Eesti kooli ajalugu. 1. köide. 13. sajandist 1860. aastateni. Tegevtoimetaja E. Laul. Tallinn, 1989.
  19. Irlavas skolotāju seminārs / [Iveta Ķestere] // Latvij as enciklopēdij a. Rīga, 2005.
  20. Jõgi M. Raam, Voldemar-Oskar, in: Eesti kooli biograafi line leksikon / koost. Heino Rannap. Tallinn, 1998.
  21. Kirotar J. Kaarma seminar kui Eesti kultuuri tegur 1871–1910 // Eesti kultura. I. Tartu, 1911. Lk. 37–86.
  22. Lehrplan für das Parochiallehrer-Seminar zu Walk. Riga, 1879.
  23. Peterson C., Bach J., Inselberg E. Das ritterschaftliche Parochiallehrer-Seminar in Walk, seine Lehrer und Zöglinge 1839–1890. Riga, 1898.
  24. Project eines Statuts für das Evangelisch-Lutherische Lehrerseminar zu Carmel. [Arensburg]: [s. n.], [1870].
  25. Rakvere Õpetajate Seminar 1912–1957 / koost. Ernst Allese. Tallinn, 2002.
  26. Semināra audzēkņi. Grām.: Baltij as skolotāju seminārs 1870–1919 / Еd. Tomāss. (red.). Rīga, 1940.
  27. Semināra vēsture. Grām.: Baltij as skolotāju seminārs 1870–1919 / Еd. Tomāss (red.). Rīga, 1940.
  28. Tartu Õpetajate Seminar 1828–1928 / Kost. M. Kiirats, P. Põld, J. Tork. Tartu, 1929.
  29. Vičs A. Latviesu skolu vēsture. Piektā grāmata. Laikmets no 1905–1915. Rīga, 1940.

Шор Татьяна Кузминична


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: свободный исследователь;
ORCID: 0000-0002-4584-7622;
Электронный адрес: tshor2006@gmail.com.
Илюха Ольга Павловна

Восприятие и освоение детьми запретных и таинственных мест в новом советском городе: случай послевоенной Сортавалы

Илюха О. П. Восприятие и освоение детьми запретных и таинственных мест в новом советском городе: случай послевоенной Сортавалы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 58. С. 129-143

DOI: 10.15382/sturIV202058.129-143
В статье показано, как воспринимался и осваивался детьми ландшафт города, отошедшего от Финляндии к СССР в годы Второй мировой войны. Поколение рожденных после войны обживало пространство Сортавалы, в отличие от собственных родителей, как свое, естественное, изначально данное. Детям были чужды послевоенные страхи взрослых по поводу возможного возвращения прежних обитателей города, сомнения в перспективности укоренения на земле, лишь недавно ставшей советской. Территориальная организация советского детства подлежала унификации и контролю взрослых. Однако в силу своей природы дети создавали собственную топографию городской среды, где имелись «локусы свободы», слабо контролируемые или неподконтрольные взрослым, где действовали особые правила, где могла быть реализована их игра и мечта. В пределах этих пространств особенно отчетливо находят свое выражение мифологические представления детей о мире. Характерно, что в Сортавале такими местами, в числе других, стали финские кладбища, являвшиеся для взрослых зонами культурного отчуждения. Уделяется внимание свободным от запретов местам города, которые в силу детского восприятия и фантазий обретали черты таинственности и особой притягательности. Практики освоения городского пространства детьми стали частью процесса постижения культурного ландшафта «снизу», происходившего вопреки навязываемому «сверху» упорядоченному и регламентированному процессу «изучения своего края». Источниками исследования являются, в первую очередь, документы меморативного характера: тексты воспоминаний, включая записи интервью о детстве, публицистика и поэзия. Поскольку они непротиворечивы, содержательно созвучны и взаимодополняемы, то рассматриваются как единый текст о сортавальском послевоенном детстве.
история детства, антропология детства, городской ландшафт, территориальное поведение, Сортавала, Карелия, советско-финляндское пограничье
  1. Антропова Ю. Ю. Современный городской социум и пространство детства: проблемы сопряженного развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2016. № 16 (2). С. 153–161.
  2. Асонова Е. Новые ценности в детско-родительских отношениях // Pro et Contra. 2010. № 1–2 (48). C. 78–93.
  3. Безрогов В. Г. Архив воспоминаний о детстве Университета Российской академии образования // Развитие личности. 2003. № 1. С. 186–203.
  4. Безрогов В. Г. Помнить нельзя забыть: коллективная память, воспоминания о детстве и тема войны в учебниках для начальной школы конца 1940-х — начала 2000-х гг. // Вторая мировая война в рамках детской памяти / Рожков А. Ю., ред. Краснодар, 2010. С. 39–42.
  5. Изотов А. Загадки Владимира Судакова // Российский писатель. URL: http://www.rospisatel.ru/sudakov-statja.htm (дата обращения: 08.08.2018).
  6. Линник Ю. Моя фенномания // Север. 2008. № 3–4. С. 222–232.
  7. Линник Ю. Подношение Уно Ульбергу // Сердоболь, моя ты Сортавала... Cборник стихов [электронное издание]. Сортавальская межпоселенческая районная библиотека. URL: https://sortlib.krl.muzkult.ru/img/upload/4424/documents/2_serdobol.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
  8. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2008.
  9. Першина Н. Дверь в прошлое или?.. // Север. 2008. № 3–4. С. 234–238.
  10. Сальникова А. А. Город детства в автобиографических нарративах казанских историков // Вестник Пермского ун-та. Сер.: История. 2019. Вып. 1 (44). С. 129–137.
  11. Сальникова А. А. Конструирование «детского» пространства советского города в 1917–1927 гг. (к постановке проблемы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2017. Вып. 60. C. 222–237.
  12. Топорков А. Детские секреты в научном освещении (обзор современной литературы по детскому фольклору) // НЛО. 2000. № 5 (45). С. 352–359.
  13. Хамитова Ж. А. Советская журнальная периодика 1930-х гг. как источник по истории формирования детского пространства социалистического города: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2013.
  14. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

Илюха Ольга Павловна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (ИЯЛИ КарНЦ РАН); Российская Федерация, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-1672-5925;
Электронный адрес: ilyukha.olga@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках госзадания КарНЦ РАН.