В статье показано, как воспринимался и осваивался детьми ландшафт города, отошедшего от Финляндии к СССР в годы Второй мировой войны. Поколение рожденных после войны обживало пространство Сортавалы, в отличие от собственных родителей, как свое, естественное, изначально данное. Детям были чужды послевоенные страхи взрослых по поводу возможного возвращения прежних обитателей города, сомнения в перспективности укоренения на земле, лишь недавно ставшей советской. Территориальная организация советского детства подлежала унификации и контролю взрослых. Однако в силу своей природы дети создавали собственную топографию городской среды, где имелись «локусы свободы», слабо контролируемые или неподконтрольные взрослым, где действовали особые правила, где могла быть реализована их игра и мечта. В пределах этих пространств особенно отчетливо находят свое выражение мифологические представления детей о мире. Характерно, что в Сортавале такими местами, в числе других, стали финские кладбища, являвшиеся для взрослых зонами культурного отчуждения. Уделяется внимание свободным от запретов местам города, которые в силу детского восприятия и фантазий обретали черты таинственности и особой притягательности. Практики освоения городского пространства детьми стали частью процесса постижения культурного ландшафта «снизу», происходившего вопреки навязываемому «сверху» упорядоченному и регламентированному процессу «изучения своего края». Источниками исследования являются, в первую очередь, документы меморативного характера: тексты воспоминаний, включая записи интервью о детстве, публицистика и поэзия. Поскольку они непротиворечивы, содержательно созвучны и взаимодополняемы, то рассматриваются как единый текст о сортавальском послевоенном детстве.
история детства, антропология детства, городской ландшафт, территориальное поведение, Сортавала, Карелия, советско-финляндское пограничье
- Антропова Ю. Ю. Современный городской социум и пространство детства: проблемы сопряженного развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. 2016. № 16 (2). С. 153–161.
- Асонова Е. Новые ценности в детско-родительских отношениях // Pro et Contra. 2010. № 1–2 (48). C. 78–93.
- Безрогов В. Г. Архив воспоминаний о детстве Университета Российской академии образования // Развитие личности. 2003. № 1. С. 186–203.
- Безрогов В. Г. Помнить нельзя забыть: коллективная память, воспоминания о детстве и тема войны в учебниках для начальной школы конца 1940-х — начала 2000-х гг. // Вторая мировая война в рамках детской памяти / Рожков А. Ю., ред. Краснодар, 2010. С. 39–42.
- Изотов А. Загадки Владимира Судакова // Российский писатель. URL: http://www.rospisatel.ru/sudakov-statja.htm (дата обращения: 08.08.2018).
- Линник Ю. Моя фенномания // Север. 2008. № 3–4. С. 222–232.
- Линник Ю. Подношение Уно Ульбергу // Сердоболь, моя ты Сортавала... Cборник стихов [электронное издание]. Сортавальская межпоселенческая районная библиотека. URL: https://sortlib.krl.muzkult.ru/img/upload/4424/documents/2_serdobol.pdf (дата обращения: 20.08.2018).
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2008.
- Першина Н. Дверь в прошлое или?.. // Север. 2008. № 3–4. С. 234–238.
- Сальникова А. А. Город детства в автобиографических нарративах казанских историков // Вестник Пермского ун-та. Сер.: История. 2019. Вып. 1 (44). С. 129–137.
- Сальникова А. А. Конструирование «детского» пространства советского города в 1917–1927 гг. (к постановке проблемы) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2017. Вып. 60. C. 222–237.
- Топорков А. Детские секреты в научном освещении (обзор современной литературы по детскому фольклору) // НЛО. 2000. № 5 (45). С. 352–359.
- Хамитова Ж. А. Советская журнальная периодика 1930-х гг. как источник по истории формирования детского пространства социалистического города: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2013.
- Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.
Илюха Ольга Павловна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (ИЯЛИ КарНЦ РАН); Российская Федерация, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, д. 11;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-1672-5925;
Электронный адрес: ilyukha.olga@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках госзадания КарНЦ РАН.