/

Безрогов Виталий Григорьевич

Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги


Безрогов В. Г. Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 25-53.

DOI: 10.15382/sturIV202057.25-53

Аннотация

Текст посвящен субъектам, представленным на обложках школьных учебников и образам божественного среди них. Для анализа применены следующие методологические идеи. Выделена роль обложки как «претекста», который привлекает читателя/зрителя, вызывает его желание или нежелание работать с книгой. Обозначена особенность школьного учебника как предмета «постоянного открывания» с многократным обращением к его вербальному и визуальному контенту. В этой связи подчеркнуто значение обложки, которая «запускает» процесс формирования отношения к учебнику в сознании ученика. Это может быть отношение к учителю, собеседнику, проповеднику или — к витрине, рекламе, афише и т. п. Обложка рассмотрена как «метапослание» со множеством смыслов: адресат, способы расшифровки содержания, предполагаемый «отзыв» читателя/зрителя; а также как способ многоканальной коммуникации. Все элементы обложки в этом случае выступают как «режиссер взгляда» — воспитывают, формируют, особым образом акцентируют внимание ученика, учителя, родителя и рецензента.Для системного анализа обложки определены компоненты ее визуального ряда: буквы, слова и тексты; вещи, люди, животные и их действия; цвет, общее эмоциональное впечатление; а также сочетания этих элементов, их размеры и ранжирование (иерархия).На основе эмпирического анализа значительного корпуса школьных учебников (азбук, букварей, пособий для изучения религии и культуры) России, Германии, Великобритании и США (около 80 наименований) выделены способы представления божественного начала на обложках: сюжеты библейской истории; Христос как учитель и Его присутствие среди людей; религиозные символы и предметы культа; природа как Божий храм; единение и взаимопомощь людей (в том числе в семье); экзистенциальные ситуации и вопросы; религиозные праздники и архитектура. Проведено сопоставление реализации этих способов в педагогической и религиозной традиции разных стран.

Ключевые слова

учебник, обложка, образ, визуализация, религия, дидактика, издательство

Список литературы

  1. Безрогов В. Г. Иллюстрация в учебнике — коммуникация или ослепление? // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2. С. 97–111.
  2. Безрогов В. Г. К вопросу о ранних переводах Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского на русский язык // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 11–30.
  3. Безрогов В. Г. Ранние этапы рецепции сочинений Коменского в России // Я. А. Коменский и современность: сб. науч. трудов / В. Г. Безрогов, К. Ю. Милованов, науч. ред. М., 2018. С. 121–129.
  4. Безрогов В. Г. Учебник и его история как предмет педагогического исследования // Методология научного исследования в педагогике / Р. С. Бозиев, В. К. Пичугина, В. В. Сериков, ред. М., 2016. С. 171–175.
  5. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Визуальный код в литературе для начального обучения как фактор формирования картины мира обучающегося: от Якоба Грюсбойтеля к Яну Коменскому // Orbis Comenianus. Vol. 1. Comenius and the Problem of Interdisciplinary / Andrzej Borkowski i Roman Mnich, eds. Siedlce, 2017. С. 117–136.
  6. Безрогов В. Г., Куровская Ю. Г. Международный аспект образовательного пространства: Orbis pictus Коменского как проект учебника для всех стран // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: Сб. науч. тр. / К. В. Султанов, ред. СПб., 2016. С. 298–307.
  7. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В., Тендрякова М. В. Правило в(з)гляда: к теории семантико-педагогического анализа иллюстраций в учебнике // «Картинки в моем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы: Сб. науч. тр. и матер. / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013. С. 9–62.
  8. Безрогов В. Г. Die un/sichtbare Welt: рецепция Orbis sensualium pictus Я. А. Коменского в России 1-й пол. XVIII в.: образовательные практики и ранние переводы // Детские чтения. 2018. № 1 (013). С. 220–284.
  9. Безрогов В. Г. Пособие Коменского Vestibulum в русскоязычном регионе: к истории русских переводов // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. М., 2018. Вып. 4. С. 29–59.
  10. Безрогов В. Г. Торжество разноречия: Orbis sensualium pictus в контексте первых переизданий (1653–1703) // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в.: Мат. Междунар. научно-практич. форума / С. М. Марчуков, ред. СПб., 2017. С. 105–117.
  11. Безрогов В. Г., Макаревич, Г. В. Букварь 1930-х гг.: идеальные дети на обложке школьного учебника // Детская книга: радости и горести школьной поры: Мат. VI Всеросс. научно-практич. конф. / А. Н. Садриева, отв. ред. Нижний Тагил, 2014. С. 120–128.
  12. Макаревич Г. В., Безрогов В. Г. Ребенок в локальном и глобальном мире: анализ образов детства в учебнике «Родная речь» // Аксиология массовой культуры: Мат. XXI междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». СПб., 2014. С. 563–571.
  13. Ромашина Е. Ю., Безрогов В. Г. «Новый российский букварь с краткими нравоучениями и повестями» (1775–1785 гг.): опыт историко-педагогического детектива // «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.): Сб. науч. ст. и матер. / М. В. Тендрякова и В. Г. Безрогов, ред. М., 2015. С. 87–108.
  14. Склярова Т. В., Агеева А. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11–17.
  15. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. ‘Gab ihnen der liebe Gott…’, или Бог и природа в немецких и русских учебниках XVIII — начала XIX в. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 19–48.
  16. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus / К. А. Левинсон, Ю. Г. Куровская, В. Г. Безрогов, ред. М., 2017.

Данные об авторе

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.

Благодарности

Доклад был представлен на педагогической секции «Содержание религиозного образования в современной учебной книге» XXVIII ежегодной Международной Богословской конференции ПСТГУ 22 января 2018 г. К публикации подготовлен по расшифровке аудиозаписи. Составление библиографии, комментарии, научная редактура осуществлена Е. Ю. Ромашиной, Т. В. Скляровой. Редакторы благодарят за неоценимую помощь в работе над текстом Веронику Сальникову и за консультации по отдельным вопросам — Г. В. Макаревич. Все недочеты итогового текста, безусловно, на нашей совести.