/

Можайский Андрей Юрьевич

“Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca” Пиранези как отражение идеализированного образовательного пространства второй половины XVIII в.


Можайский А. Ю. “Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca” Пиранези как отражение идеализированного образовательного пространства второй половины XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 96-107.

DOI: 10.15382/sturIV202057.96-107

Аннотация

Статья посвящена работе «Scuola antica architettata all'Egiziana e alla Greca» («Древняя школа, построенная в египетском и греческом стилях») великого Джованни Баттиста Пиранези. Издание «Opere Varia II», в которое помещена эта гравюра Пиранези, нельзя точно датировать, но известно, что оно появилось после 1761 г., несмотря на то что на нем стоит дата 1750 г. Данная гравюра отражает представление об идеализированной античной школе, благодаря Пиранези сформировавшееся в Европе во второй половине XVIII в. Школа мыслилась Пиранези как открытый священный храм науки, помещенный в центр идеального города. В статье также выявлены источники для «Древней школы» Пиранези, которые представляют собой архитектурную и художественную традицию от Античности до Нового времени. Раскрыт социальный аспект работы Пиранези, поскольку его «Древняя школа» ориентирует на идеал доступности образования для широких слоев населения. Влияние данной гравюры Пиранези прослежено в проекте Этьена-Луи Булле по созданию Королевской библиотеки (1784 г.), явившем оригинальный взгляд на образовательное пространство библиотеки и демонстрировавшем поразительное внешнее сходство с интерьером «Древней школы». Отголоски проекта Этьена-Луи Булле видны в реализации станции Московского метрополитена «Библиотека имени Ленина».

Ключевые слова

Древняя школа, Пиранези, Булле, Королевская библиотека, гравюра, образовательное пространство XVIII в.

Список литературы

  1. Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образ школы в позднеантичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223–249.
  2. Добровольская М. В., Можайский А. Ю. Археология: Учебное пособие. М., 2012.
  3. Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле. М., 2019.
  4. Успенский В. М. Миф молодого Пиранези: каталог выставки «Джованни Баттиста Пиранези. Дворцы, руины и темницы» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств 14 ноября 2012 — 24 февраля 2013 г. Екатеринбург, 2012.
  5. Davies Penelope J. E. et al. Janson's History of Art: The Western Tradition. Upper Saddle River, NJ, 2011.
  6. Ficacci L. Giovanni Battista Piranesi. The Complete Etchings. Köln, 2016.
  7. Fontenrose J. Didyma: Apollo's Oracle, Cult, and Companions. Berkeley, 1988.
  8. Forster K. W. The Palazzo Rucellai and Questions of Typology in the Development of Renaissance Buildings // The Art Bulletin. 1976. Vol. 58. № 1. P. 109–113.
  9. Greaves A. M. Miletos. London, 2002.
  10. Jacobs S. Eisenstein’s Piranesi and Cinematic Space // Aspects of Piranesi: Essays on History, Criticism and Invention. / Dirk De Meyer, Bart Verschaff el, Pieter-Jan Cierkens, eds. Ghent, 2016. P. 142–159.
  11. Lawrence A. W. Greek Architecture. New Haven, 1996.
  12. Lukacher B. Architecture Unshackled, 1790–1851 // Nineteenth Century Art: A Critical History. London, 2007. P. 160–179.
  13. Nielsen I. Creating Imperial Architecture // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 47–50.
  14. Panza P. Piranesi e i faraoni // Egyptian & Egyptological Documents, Archives, Libraries. 2009. Vol. 1. P. 29–34.
  15. Stamper J. W. Urban Sanctuaries: The Early Republic to Augustus // A Companion to Roman Architecture / Roger B. Ulrich and Caroline K. Quenemoen, eds. Chichester; Malden, 2014. P. 207–227.
  16. Summerson J. The Classical Language of Architecture. London, 2018.

Данные об авторе

Можайский Андрей Юрьевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-1112-2858;
Электронный адрес: a.mozhajsky@mail.ru.

Благодарности

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».