/

Пичугина Виктория Константиновна

Жизнь как антология: путь учительства и ученичества В. Г. Безрогова


Пичугина В. К. Жизнь как антология: путь учительства и ученичества В. Г. Безрогова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 61-73.

DOI: 10.15382/sturIV202057.61-73

Аннотация

Статья представляет собой попытку осмысления особенностей научного пути члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, главного научного сотрудника Лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО Виталия Григорьевича Безрогова (1959–2019). Рассматривается одно из направлений его научных исследований, связанное с изучением истории учебных текстов и популяризацией историко-педагогических источников в современных учебных пособиях. Одним из результатов этого изучения стало создание нескольких десятков антологий и хрестоматий, в которых Виталий Григорьевич был составителем, редактором, переводчиком, автором комментариев или предисловий. Подготовка антологий заняла около двадцати лет и стала своеобразным путем учительства/ученичества, части которого Виталий Григорьевич проходил с теми, кому он помогал в работе над той или иной книгой. Автор данной статьи была одним из участников временного научного коллектива, который последние три года под руководством Виталия Григорьевича готовил серию антологий западного педагогического наследия в рамках государственного задания Института стратегии развития образования Российской академии образования. Многоаспектность результатов работы коллектива свидетельствует об особом подходе к делу, который демонстрировал Виталий Григорьевич. Его научная жизнь была своеобразной антологией, в которую коллеги и ученики вошли как тексты с разными, но близкими ему контекстами.

Ключевые слова

антология, ученичество, В. Г. Безрогов, Институт стратегии развития образования Российской академии образования

Список литературы

  1. Антология педагогического наследия древней Греции и древнего Рима / В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, сост. М., 2019.
  2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: учебное пособие: в 2 т. / В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш, сост., вступ. ст. и общ. ред. М., 1994.
  3. Апостол Павел и другие ученики Христа / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2008.
  4. Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения: научный альманах, посвященный проблемам исторической антропологии. Иваново, 2017. Вып. 9. С. 6–21.
  5. Безрогов В. Г. Античное ученичество в понимании Цицерона и его христианские интерпретаторы // Hypothekai. 2017. № 1. С. 162–190.
  6. Безрогов В. Г. Греко-латинские школьные диалоги как учебные пособия // Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. Т. 1. М., 2018. С. 166–190.
  7. Безрогов В. Г. Образовательные пространства позднего Средневековья и раннего Нового времени в немецкой историко-педагогической науке // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 155–177.
  8. Безрогов В. Г. От белых классных стен до воска на табличках: образы школы в позднеантичных учебных текстах // Hypothekai. 2019. № 3. С. 223–249.
  9. Безрогов В. Г. Педагогика ученичества в традиционном мире // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2013. № 13 (32). С. 25.
  10. Безрогов В. Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
  11. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в антологиях и хрестоматиях: на пути к цифровым источникам содержания образования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (EEIA-2017). М., 2017. С. 219–224.
  12. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Рамки для историко-педагогической антологии, или Скальпель Эллвуда Кабберли // Историко-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 41–52.
  13. Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Французский опыт создания антологий по истории педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 90–100.
  14. Блаженный Августин / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 2002.
  15. Жуков А. А., Куровская Ю. Г. Вольфганг Ратке. «Всеобщая грамматика: в соответствии с методом преподавания Ратихия» / А. А. Жуков, пер. с нем. и комментарии к тексту; Ю. Г. Куровская, науч. ред. перев. // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С. 129–143.
  16. Зианшина Р. И. Гуманистические идеи просветительского движения Джадидов и их возможное развитие в современном мире // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: сб. научн. тр. Международных историко-педагогических чтений Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (20–21 сентября 2019). М., 2019. С. 615–620.
  17. Зианшина Р. И. Гуманистический потенциал педагогической мысли ислама // Проблемы современного образования (сетевое издание). 2017. № 5. С. 9–15.
  18. Зианшина Р. И. Педагогический потенциал исламской культуры // Методология этнопедагогического исследования: коллективная монография к 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / А. Б. Панькин, В. К. Пичугина, ред. Элиста; М., 2017. С. 47–50.
  19. Зианшина Р. И., Беленко А. Ю. Идеи образования в мусульманском праве // Право и образование. 2018. № 5. С. 72–83.
  20. Ибн Сухнун. Книга правил поведения для учителей / А. Ю. Беленко, Р. И. Зианшина, перев., В. К. Пичугина, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 3 (61). С. 118–137.
  21. Кей-Кавус / В.Г. Безрогов, cост. и авт. предисл. М., 2000.
  22. Креншоу Дж. Тема приобретения знаний в «литературе премудрости» древнего Востока / В. К. Пичугина, предисл., В. К. Пичугина, В. Г. Безрогов, перев. с англ. // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 149–161.
  23. Масо С. Риск в образовательной стратегии Сенеки / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., А. А. Санженаков, науч. ред. // Ценности и смыслы. 2019. № 2 (60). С. 26–48.
  24. Митсис Ф. Сенека о разуме, правилах и нравственном развитии / В. К. Пичугина, А. П. Милошенко, перев., В. К. Пичугина, комментарии // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 8–52.
  25. От глиняной таблички — к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху древности и средневековья: учеб. пособие / В. Г. Безрогов и др.; проф. Т. Н. Матулис, ред. М., 1998.
  26. Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 213–224.
  27. Пичугина В. К. Античные тексты in statu quo: истоки жанра педагогической антологии как формы исторической памяти // Диалог со временем. 2019. № 66. С. 19–36.
  28. Пичугина В. К. История педагогики в содержании высшего педагогического образования в условиях формирования нового образовательного пространства // Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 74–79.
  29. Пичугина В. К. История педагогики, сравнительная педагогика и педагогическое образование: проблемы и перспективы конструктивного взаимодействия // Педагогический журнал Башкортастана. 2017. № 4 (71). С. 57–61.
  30. Пичугина В. К. «Лицом к лицу…»: к юбилею В. Г. Безрогова // Историко-педагогический журнал. 2019. № 3. С. 11–15.
  31. Пичугина В. К. Многогранность педагогики Аврелия Августина: построение пайдейи для христианина // Религия. Церковь. Общество. Научный альманах. 2018. № 4. С. 198–210.
  32. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: учеб. пособие / В. Г. Безрогов, вступ. ст.; П. Ю. Уваров, послесл. М., 1996.
  33. Религиозная социализация и конфессиональный конфликт: документы и материалы / В. Г. Безрогов, сост. М., 2003.
  34. Рыбаков В. В. Предисловие Я. А. Коменского к его учебнику Vestibulum («Преддверие») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. С. 65–76.
  35. Рыбаков В. В. Сборник афоризмов или книга для начального чтения в школе? Жанровое своеобразие «Дистихов Катона» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4 (53). Т. 2. С. 56–65.
  36. Соломон и «литература премудрости» / В. Г. Безрогов, сост. и авт. предисл. М., 1997.
  37. Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья): коллективная монография под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М., 2013.
  38. Фиялковский А. Латинский текст «звучащего алфавита» в «Orbis sensualium pictus» Я. А. Коменского / пер. Ю. Г. Куровской, В. Г. Безрогова // Ценности и смыслы. 2017. № 4 (50). С. 136–156.
  39. Pichugina V., Bezrogov V. Educational landscape of the past for future // 2018 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2018), Moscow, Russia, June 5–6, 2018. P. 596–603.
  40. Pichugina V., Bezrogov V. Pedagogical Legacy of the Classical Antiquity in Anthologies and Source Books: Toward the Sources for Education’s Digital Content // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7–8, 2017. P. 173–181.
  41. Pichugina V., Bezrogov V., Volkova Ya. Quotation as the basis for education: the experience of “Anthology” by Ioannes Stobaeus // 2019 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2019), Moscow, Russia, June 4–5, 2019. Vol. LXIX. P. 630–638.

Данные об авторе

Пичугина Виктория Константиновна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1195-725X;
Электронный адрес: Pichugina_V@mail.ru.

Благодарности

Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».