/

Сальникова Алла Аркадьевна; Галиуллина Диляра Магзумовна

От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики


Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. От «безрелигиозного» к антирелигиозному воспитанию татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг.: тактики и практики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 123-135.

DOI: 10.15382/sturIV202057.123-135

Аннотация

В статье рассмотрены основные тактики и практики советской власти, направленные на искоренение религиозного сознания и религиозных настроений у татарских школьников в 1920-е — начале 1930-х гг. Особое внимание уделено специфике реализации Декрета СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. в Казанской губернии (с 1920 г. — ТАССР) по вытеснению религиозной татарской школы советской национальной школой нового типа. На основании нормативно-актовых документов прослежены основные этапы в решении этой проблемы, в том числе и колебания курса, обусловленные складывавшейся общеполитической ситуацией в стране и полностью вписывавшиеся в отношения государства и Церкви в советской России в рассматриваемый период. Подчеркнуто значение «графической реформы» 1927 г., закрепившей яналиф — латинский алфавит в качестве официальной татарской письменности — в деле ликвидации мусульманского национального образования в советской Татарии. Рассмотрена специфика раннесоветской татарской публицистики и учебников для советской татарской школы, в частности букварей, в безрелигиозном обучении учащихся-татар. Зафиксирован переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию та-тарских школьников, пришедшийся на рубеж 1920-х — 1930-х гг., обозначены основные направления антирелигиозной работы среди татарских детей и подростков. Проанализирована антирелигиозная методическая литература на татарском и русском языках, предназначенная для руководителей и организаторов антирелигиозной работы в татарской школе I и II ступени. Выявлена роль и определено место некоторых татароязычных и русскоязычных взрослых и детских журналов («Фен hем дин», «Oktеbr balasь», «Юные безбожники»), содержащих как инструктивные указания для взрослых, так и рассказы для детей, а также информацию о результатах антирелигиозной работы на местах, в воспитании подрастающего поколения. Сделан вывод о противоречиях между антирелигиозными практиками, насаждаемыми в советской татарской школе в конце 1920-х — начале 1930-х гг., и семейными религиозными практиками как характерной черте «религиозной социализации» татарского ребенка.

Ключевые слова

советская национально-образовательная политика, советская конфессиональная политика, татарская национальная школа, «безрелигиозное» воспитание, антирелигиозное воспитание, юные безбожники, яналиф, антирелигиозная литература, Казанская губерния, ТАССР, 1920-е гг. — начало 1930-х гг.

Список литературы

  1. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М., 1991.
  2. Антирелигиозное воспитание и увязка его с программами ГУСа в нацменской школе I ступени. Казань, 1929.
  3. Безрогов В. Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 130–162.
  4. Беляев Е. Против Курбан-Байрама // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 15−16.
  5. Гай М. Мы хотим учиться, а не молиться // Юные безбожники. 1932. № 7−8. С. 31−33.
  6. Ибрагимов Г. Как вести антирелигиозное воспитание в советской национальной школе (Инструктивное письмо). М., 1930.
  7. Информация // Юные безбожники. 1931. № 1. С. 33.
  8. Коблов Я. Д. Мечты татар-магометан о национальной образовательной школе. Казань, 1908.
  9. Конфессиональная политика советского государства. 1917−1991 гг.: Документы и материалы: в 6 т. Т. 1. Кн. 3 / М. И. Одинцов, отв. сост. М., 2017.
  10. Люцик. Ураза и дети // Юные безбожники. 1932. № 11−12. С. 12−14.
  11. Медведкова Н. Царская грамота // Юные безбожники. 1932. № 3. С. 26−28.
  12. Миннуллин И. Р. Дело «нелегального медресе» в Казани. 1927−1928 гг. // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2002. № 3−4. С. 110−117.
  13. Мухамадеева Л. А., Файзуллин А. Р. Антирелигиозная политика в Татарстане (1920-е гг.) // Минбар. Исламские исследования. 2019. № 12 (2). С. 438−450.
  14. Набиев Р. А., Гафаров А. А., Ибрагимов Р. Р. Государственно-конфессиональные отношения в России. Казань, 2013.
  15. Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б). Повестки дня заседаний. 1919−1952 / Г. М. Адибеков и др., ред. М., 2000.
  16. Сальникова А. А., Галиуллина Д. М. Татарская «Алифба». Национальный букварь в мультикультурном пространстве (конец XIX — начало ХХI в.). М., 2014.
  17. Сулейманов Р. Р. Союз воинствующих безбожников в Татарской АССР в 1920-е гг. // Мусульманский мир. 2015. № 2. С. 16−52.
  18. Церковь и школа: Тематич. публ. док. / В. А. Владыкина, сост. М., 1995.
  19. Шайдуллин Р. В., Аблязов К. А. Мусульманское религиозное образование в деревне Татарстана (1917−1929 гг.). Казань, 2004.
  20. Языковая политика в Республике Татарстан. Документы и материалы (20−30-е гг.) / Ф. М. Султанов и др, сост. Казань, 1998.
  21. Salnikova A., Galiullina D. The Revolution and the National Primer: the Tatar “Alifba” of the 1920s — early 1930s // History of Education & Children's Literature. 2016. Vol. XI (1). P. 61−78.
  22. Агиев Ф., Тимербулат Г. Кызыл йолдыз. М., 1924.

Данные об авторе

Сальникова Алла Аркадьевна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, Кремлевская ул., 18;
Должность: профессор кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0002-5498-1401;
Электронный адрес: Alla.Salnikova@kpfu.ru.

Галиуллина Диляра Магзумовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Казанский (Приволжский) федеральный университет; Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры отечественной истории;
ORCID: 0000-0003-4932-2951;
Электронный адрес: galiullinadm@mail.ru.