/

Склярова Татьяна Владимировна; Агеева Антонина Владимировна

Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг.: проблема, подходы и методы исследования


Склярова Т. В., Агеева А. В. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви в период 1990–2015 гг.: проблема, подходы и методы исследования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 11-17.

DOI: 10.15382/sturIV202056.11-17

Аннотация

В статье освещается проблема становления и развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви в период с 1990 по 2015 г. Хронологические рамки исследования определены законодательным изменением позиций российского государства в отношении социальной активности религиозных объединений, что позволило им в 1990 г. начать реализацию образовательной деятельности, и инициированными в 2015 г. руководством Русской Православной Церкви процессами стандартизации образовательных программ и издания учебной литературы.Цель статьи — выявить и охарактеризовать основные исследовательские подходы, описать адекватные целям и дизайну исследования методы.Методология. В работе обосновано обращение к историко-педагогическому анализу документов и фактов, иллюстрирующих деятельность различных учреждений Русской Православной Церкви в сфере образования, аргументировано использование уровневой представленности церковной образовательной деятельности в исследуемый период, отмечена целесообразность анализа процесса издания учебной литературы. В заключение приводится краткая характеристика планируемых методов исследования: опроса экспертов методом «устная история»; сравнительного изучения развития образовательной деятельности общественных институтов в России в рассматриваемый период; описания развития образовательной деятельности Русской Православной Церкви по четырем уровням образования — начального, основного, профессионального и уровня научной подготовки; изучения процессов издания печатной и электронной учебной литературы посредством анализа процесса модернизации ББК и описания изданной в изучаемый период учебной литературы; анализа официальных документов, принятых руководством Русской Православной Церкви в отношении образовательной деятельности в изучаемый период, и создания хронологических таблиц, отражающих полученные в процессе исследования данные.

Ключевые слова

Образовательная деятельность религиозных объединений, религиозное образование, методология исследования образовательной деятельности, образовательная деятельность Русской Православной Церкви

Список литературы

  1. Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4 (13). С. 6–22.
  2. Блок М. К сравнительной истории европейских обществ // Одиссей: человек в истории. М., 2001. С. 65–94.
  3. Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание. Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 1. С. 9–16.
  4. Хрестоматия по устной истории / ред. М. В. Лоскутова. СПб., 2003.
  5. Щеглова Т. К. Устная история: Учебное пособие. Барнаул, 2011.

Данные об авторе

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры ПиМНО;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.