/

Лифинцев Дмитрий Валентинович; Лифинцева Алла Александровна; Анцута Анна Николаевна

Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ


Лифинцев Д. В., Лифинцева А. А., Анцута А. Н. Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 97-105.

DOI: 10.15382/sturIV202056.97-105

Аннотация

В статье представлены описание и анализ проблемы использования супервизии в академическом процессе обучения студентов — будущих специалистов помогающих профессий (клинические психологи, психологи, социальные работники). Супервизия представлена как особый тип профессиональных отношений и межличностного контакта между супервизором (преподавателем) и супервизируемым (студентом), результатом которых является профессиональное развитие одного и второго. Представлены нормативная, восстановительноподдерживающая и формирующая функции супервизии. Обсуждаются проблемы использования супервизии в системе высшего образования — приверженность супервизора определенной психологической школе, ограниченность форматов и ее функций, а также двойственность отношений между супервизором и супервизируемым. Показаны результаты эмпирического исследования, целью которого была оценка и анализ проблем, возникающих при использовании супервизии в обучении будущих специалистов помогающих профессий. В качестве основных трудностей использования супервизии в системе высшего образования участники исследования назвали подготовку случая для супервизии, несоответствие супервизии их реальным профессиональным потребностям, директивность в супервизии и отсутствие возможностей для выбора супервизора, невозможность обсуждения личной проблематики в супервизионном процессе и «проницаемость» психологических границ. Большинство участников исследования предложили вывести супервизию из академического процесса, оставив ее проведение кураторам практической деятельности, которые никак не связаны с институтом высшего образования. Основным фокусом супервизии должны стать развитие профессиональной идентичности студентов, обучение техникам, способность трансформировать их знания в реальную практику работы, способность к профессиональной рефлексии.

Ключевые слова

супервизия, психологические границы, двойственность межличностных отношений, профессиональное обучение

Список литературы

  1. Щукина Ю. В. Актуальные проблемы супервизорской практики // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. М., 2011.
  2. Bernard J. M., Goodyear R. K. Fundamentals of clinical supervision. Edinburgh, 2013.
  3. Corey G., Haynes R., Moulton P., Muratori M. Clinical supervision in the helping professions: A practical guide. Washington, 2010.
  4. Ellis M., Berger L., Hanus A., Ayala E., Swords B., Siembor M. Inadequate and harmful clinical supervision // The counseling psychologist. 2013. Vol. 42. Issue 4. P. 434–472.
  5. Hess A. K. Psychotherapy supervision: theory, research, and practice. N. Y., 1980.
  6. Milne D. L., Watkins C. E. Defining and understanding clinical supervision // The Wiley international handbook of clinical supervision / еd. by C. E. Watkins, D. L. Milne. Oxford, 2014. Р. 1–19.
  7. Robiner W. N., Fuhrman M., Ristvedt S. Evaluation difficulties in supervising psychology interns // The Clinical Psychologist. 1993. № 46 (1). Р. 3–13.

Данные об авторе

Лифинцев Дмитрий Валентинович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0001-9276-4363;
Электронный адрес: psyrgu@gmail.com.

Лифинцева Алла Александровна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-4047-3876;
Электронный адрес: aalifintseva@gmail.com.

Анцута Анна Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: доцент института образования;
ORCID: 0000-0002-7141-3377;
Электронный адрес: allifintseva@gmail.com.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социальная поддержка как коммуникативный феномен в социальной работе и социально-педагогической практике» (№ 15-06-10871).