Лифинцев Дмитрий Валентинович; Лифинцева Алла Александровна; Анцута Анна Николаевна
Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ
Ссылка на статью:
Лифинцев Д. В.,
Лифинцева А. А.,
Анцута А. Н.
Супервизия в подготовке специалистов помогающих профессий: проблема психологических границ // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2020.
Вып. 56. С. 97-105.
DOI:
10.15382/sturIV202056.97-105
Аннотация
В статье представлены описание и анализ проблемы использования супервизии в академическом процессе обучения студентов — будущих специалистов помогающих профессий (клинические психологи, психологи, социальные работники). Супервизия представлена как особый тип профессиональных отношений и межличностного контакта между супервизором (преподавателем) и супервизируемым (студентом), результатом которых является профессиональное развитие одного и второго. Представлены нормативная, восстановительноподдерживающая и формирующая функции супервизии. Обсуждаются проблемы использования супервизии в системе высшего образования — приверженность супервизора определенной психологической школе, ограниченность форматов и ее функций, а также двойственность отношений между супервизором и супервизируемым. Показаны результаты эмпирического исследования, целью которого была оценка и анализ проблем, возникающих при использовании супервизии в обучении будущих специалистов помогающих профессий. В качестве основных трудностей использования супервизии в системе высшего образования участники исследования назвали подготовку случая для супервизии, несоответствие супервизии их реальным профессиональным потребностям, директивность в супервизии и отсутствие возможностей для выбора супервизора, невозможность обсуждения личной проблематики в супервизионном процессе и «проницаемость» психологических границ. Большинство участников исследования предложили вывести супервизию из академического процесса, оставив ее проведение кураторам практической деятельности, которые никак не связаны с институтом высшего образования. Основным фокусом супервизии должны стать развитие профессиональной идентичности студентов, обучение техникам, способность трансформировать их знания в реальную практику работы, способность к профессиональной рефлексии.
Ключевые слова
супервизия, психологические границы, двойственность межличностных отношений, профессиональное обучение
Список литературы
- Щукина Ю. В. Актуальные проблемы супервизорской практики // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. М., 2011.
- Bernard J. M., Goodyear R. K. Fundamentals of clinical supervision. Edinburgh, 2013.
- Corey G., Haynes R., Moulton P., Muratori M. Clinical supervision in the helping professions: A practical guide. Washington, 2010.
- Ellis M., Berger L., Hanus A., Ayala E., Swords B., Siembor M. Inadequate and harmful clinical supervision // The counseling psychologist. 2013. Vol. 42. Issue 4. P. 434–472.
- Hess A. K. Psychotherapy supervision: theory, research, and practice. N. Y., 1980.
- Milne D. L., Watkins C. E. Defining and understanding clinical supervision // The Wiley international handbook of clinical supervision / еd. by C. E. Watkins, D. L. Milne. Oxford, 2014. Р. 1–19.
- Robiner W. N., Fuhrman M., Ristvedt S. Evaluation difficulties in supervising psychology interns // The Clinical Psychologist. 1993. № 46 (1). Р. 3–13.
Данные об авторе
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0001-9276-4363;
Электронный адрес: psyrgu@gmail.com.
Лифинцева Алла Александровна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: профессор института гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-4047-3876;
Электронный адрес: aalifintseva@gmail.com.
Анцута Анна Николаевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская Федерация, 236006, г. Калининград, ул. Грига, 15-14;
Должность: доцент института образования;
ORCID: 0000-0002-7141-3377;
Электронный адрес: allifintseva@gmail.com.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социальная поддержка как коммуникативный феномен в социальной работе и социально-педагогической практике» (№ 15-06-10871).