/

Куприянов Борис Викторович

Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60-80 гг. ХХ в.)


Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60-80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41-56.

DOI: 10.15382/sturIV202056.41-56

Аннотация

В статье для восстановления детско-взрослых конвенций в пионерских лагерях 60–80-х гг. ХХ в. были использованы: положения экономической теории конвенций, тезисы «modus vivendi» (временное соглашение), положения М. Фуко о «дискурсивных ансамблях», о спектре ролей участников отношений, о теоретической конструкции «дисциплинирование»; а также концепция устной истории.Исследование было призвано охарактеризовать процесс конвенционирования отношений ребенка со взрослыми в пионерском лагере на материалах современных воспоминаний о событиях второй половины ХХ в. В качестве основного метода исследования использовались структурированные интервью, проведенные в 2017–2019 гг. по всей территории России, респондентами выступали лица 1953–1973 гг. рождения, в итоге интерпретировались фрагменты 139 интервью.Для реконструкции детско-родительских конвенций анализировалась ситуация, когда поездка в пионерский лагерь была нежелательной для ребенка. В результате обработки материалов выявлены два вида конвенций (первичная и вторичная): первичная конвенция становилась результатом уступок ребенка со стороны родителей и могла сохраняться в период всей лагерной смены; вторичная конвенция актуализировалась в обстоятельствах неприемлемости для ребенка условий первичной конвенции. Конвенция детей с вожатыми в пионерском лагере исследовалась на материале детской шалости. Основываясь на результатах интервью, удалось оценить стратегии реагирования вожатых на детские шалости в контексте тактических результатов и возможных последствий, с позиции обеспечения безопасности ребенка, соблюдения вожатым трудовой дисциплины и должностных обязанностей как работника пионерского лагеря.

Ключевые слова

история советского детства, пионерский лагерь, детско-родительские отношения, отношения вожатых и детей, теория социальных конвенций

Список литературы

  1. Арапова П. И. Нарративное интервью как метод исследования внешкольной повседневности советских школьников // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 29–38.
  2. Грановская О. Л. Либеральные модели социальной конвенции // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. С. 107–115.
  3. Грей Дж. Поминки по Просвещению. Политика и культура на закате современности / пер. с англ. под общ. ред. Г. В. Каменской. М., 2003.
  4. Димке Д. В. Незабываемое будущее: советская педагогическая утопия 1960-х гг. М., 2018.
  5. Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. М., 1984.
  6. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  7. Куприянов Б. В. Временные координаты воспитательной деятельности // Народное образование. 2009. № 8. С. 227–233.
  8. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI в. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  9. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  10. Лоскутова М. В. Устная история в Великобритании и США в 1990-х — начале 2000-х гг.: обзор основных тенденций и исследований, посвященных истории России и СССР // Устная история (oral history): Теория и практика: мат-лы Всерос. научн. семинара. Барнаул, 2007. С. 176.
  11. Ляшок А. С. К вопросу о конструировании «повседневности мальчиков» и «повседневности девочек» в пространстве школы 1980-х — первой половины 1990-х гг. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 119–124.
  12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». М., 2014.
  13. Нестерова А. А. Комсомольские и пионерские организации в условиях реформирования общего образования во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.: на материалах Тамбовской области: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2015.
  14. Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2.
  15. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. История педагогики в современную эпоху // Педагогика. 2016. № 8. С. 104–113.
  16. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. № 1. С. 7–18.
  17. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  18. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  19. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение. М., 2014.

Данные об авторе

Куприянов Борис Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.

Благодарности

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а. Выражаем благодарность И. Д. Демаковой и И. А. Колесниковой за поддержку идеи изучения детской шалости, коллегам А. В. Кудряшеву, Р. С. Лебедеву, И. Э. Смирновой за участие в разработке этой идеи.