/

Смольянинова Татьяна Сергеевна; Петряева Татьяна Андреевна; Бусыгина Юлия Андреевна

Образ другого человека как основа формирования идентичности личности


Смольянинова Т. С., Петряева Т. А., Бусыгина Ю. А. Образ другого человека как основа формирования идентичности личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 30-40.

DOI: 10.15382/sturIV202056.30-40

Аннотация

В статье ставится задача раскрыть сущность и значимые характеристики образов других людей для формирования идентичности личности в условиях системы образования. Методология анализа опирается на онтологический, феноменологический, личностно ориентированный подходы. В основе образа другого человека лежит отражение действительности, рефлексивный акт, идеально-типическая конструкция в его различных возможных проявлениях. Для растущей личности, формирования ее идентичности имеет значение динамика чувственных и понятийных, нормативных и интерпретативных образов. На основе не столько идеалов, сколько значимых образов определяется принадлежность к группе, общности, другим людям, становятся и развиваются различные виды идентичности. Подчеркивается, что интерпретативные образы максимально чувственны, обусловлены субъектной позицией в отношении к другому человеку; результатами персонального выбора, окрашенного значимостью (как позитивной, так и негативной); определенными результатами «достраивания», привнесения субъективных смыслов и оценок, которые позволяют личности максимально «присваивать» другого человека, использовать его в качестве «зеркала» для уточнения своего образа, своей идентичности. Собственный выбор изобилует случайностями и опирается на субъективное восприятие реальности, конкретный опыт и ценностные ориентации. Нормативный образ предлагается извне в заранее заданных характеристиках. В отдельных случаях образ может обособляться от его носителя, предлагаться в качестве образца. Формальное его принятие обязательно, реальное принятие возможно лишь в том случае, когда будут найдены аргументы в пользу значимости. Субъективные оценки могут задаваться, обязательно поддерживаются извне. Важную роль в принятии этих образов играет понимание. На примере образа матери показаны особенности формирования социальной идентичности; на примере образа педагога — школьной идентичности. Отдельное внимание уделено образам значимых в историко-культурном контексте людей для формирования идентичности личности школьника.

Ключевые слова

образ другого человека, интерпретативный образ, нормативный образ, социальная идентичность, школьная идентичность, образ матери, образ педагога

Список литературы

  1. Васягина Н. Н. Представленность образа матери в ментальном пространстве. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13083694_39216439.pdf (дата обращения: 08.12.2019).
  2. Водяха Ю. Е. Сравнительный анализ образа отца и образа матери у подростков с интернет-зависимостью // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 119–123.
  3. Горячев В. В. Краткий исторический анализ понимания образа в отечественной психологии // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 2 (39). С. 66–69.
  4. Гутнер Г. Б. Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2. С. 47–50.
  5. Конторович С. Д. Некоторые аспекты образа матери и их отражение в представлениях современных россиян // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. 2010. № 1. С. 101–107.
  6. Котова С. А., Мошко М. В. Образ учителя начальной школы глазами родителей и самих учителей // Герценовские чтения. Начальная школа. СПб., 2011. С. 330–336.
  7. Лузина Л. М. Онтологическая концепция воспитания: традиции и перспективы. URL: http://www.emissia.org/offl ine/2001/830.htm (дата обращения: 08.12.2019).
  8. Разина Л. С. Особенности восприятия учителя младшими школьниками // Начальная школа. 2017. № 2. С. 5–10.
  9. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск, 2007.
  10. Сериков В. В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: монография. Волгоград, 1994.
  11. Харламенкова Н. Е., Стоделова Т. С. Изменение отношений в диаде мать–ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2011. Т. 17. № 1. С. 145–154.

Данные об авторе

Смольянинова Татьяна Сергеевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-8051-6183;
Электронный адрес: t.smolyaninova@inbox.ru.

Петряева Татьяна Андреевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-0621-2165;
Электронный адрес: tanyapetryaeva@yandex.ru.

Бусыгина Юлия Андреевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86;
ORCID: 0000-0002-5167-4799;
Электронный адрес: padobus@rambler.ru.